Толкование значения карт при гадании колодой на 36 карт

» Гадания » Гадание на картах масти черви

0

604

Рейтинг статьи

Гадание на картах требует серьезного отношения и богатой фантазии, развитой интуиции. Для этого берут игральную колоду, которой предварительно никто не пользовался. Гадание на картах черви дает позитивные предсказания, но на значение также влияет расположение в раскладе.

Гадание на картах масти черви

Как играть в Червы?

Червы — карточная игра со взятками. Наша версия игры предназначена для четырех игроков — Вы (Черепаха) против компьютера (Лебедь, Дельфин и Игуана).
Цель игры — набрать наименьшее количество штрафных очков. Каждая червовая карта дает 1 штрафное очко. Пиковая Дама стоит 13 штрафных очков. 2 — карта с самым низким рангом, а Туз — карта самого высокого ранга.

1.

Обмен картами

Перед началом игры каждый игрок выбирает три карты и передает их другому игроку: В первом раунде карты передаются игроку слева. Во втором раунде карты передаются игроку напротив. В третьем раунде карты передаются игроку справа. В четвертом раунде карты не передаются.

2.

Игровой процесс

Каждый ход начинается с того, что один игрок ходит одной из своих карт, и эта карта становится ведущей картой хода. Другие игроки обязаны положить карту той же масти. Если у игрока нет карты той же масти, он может положить любую карту.

Когда все игроки выложили по карте, игрок, положивший карту наивысшего достоинства и той же масти, что и ведущая карта, забирает все четыре карты. Если одна или более из этих четырех карт дают штрафные очки, они добавляются к сумме очков игрока. Этот игрок также должен первым выложить карту на стол во время следующего хода.

Если у игрока нет карт ведущей масти, он может выложить любую ненужную карту, такую как Дама Пик или червовая карта высокого достоинства, зная, что он не сможет выиграть этот ход и получить штрафные очки.

Когда начинается раунд, первым начинает игрок, у которого есть Двойка Треф, и он обязан пойти Двойкой Треф. Во время первого хода нельзя выкладывать Даму Пик или червовую карту.

3.

Разбитые Червы

Игрок может начинать ход с Червей, только если Червы разбиты. Червы разбиты, когда у одного из игроков нет карты ведущей масти, и он выкладывает червовую карту. Когда Червы будут разбиты, в нижней левой части экрана (рядом с вашими очками) появится иконка «Разбитые Червы».

4.

Конец игры

Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберет 100 очков (вы можете изменить количество очков в настройках). Когда игра заканчивается, победителем считается игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков.

Особое правило: если один игрок получает все 26 штрафных очков, он получит 0 очков, а все остальные игроки получают по 26 очков каждый. Это называется «Выстрел по луне».

Общая трактовка масти

Черви в гадании представляют чувственную и эмоциональную сферу жизни. Они распоряжаются вопросами любви и привязанности. Стихия, отвечающая за масть – вода. Червовые символы воплощают как нежность и легкость, так и неудержимую силу, разрушительную мощь.

Червями обозначаются любые отношения между людьми, не только любовные. С помощью карт удастся увидеть связь событий, их предполагаемый исход.

Червовая масть определяет также глубинные значения действий.

Советы

  • Передавая карты другому игроку, запоминайте, какие карты кому передали. Это поможет определить стратегию других игроков.
  • Если вам не везет, вы можете попытаться не передавать карты высшего достоинства, а вместо этого попробовать «выстрелить по луне» и получить 26 штрафных очков.
  • Не передавайте все свои пиковые карты. Вы можете получить Даму, Короля или Туза Пик от другого игрока и будете вынуждены сыграть ими, прежде чем получите шанс от них избавиться.
  • Игра сохраняется в начале каждого раунда, поэтому вы всегда можете вернуться позже и продолжить игру.

Раздача и обмен картами

Играют полной колодой, то есть в 52 листа. В игре принимают участие четыре человека (в компьютерной версии три ваших противника виртуальные, но можно при желании сразиться с реальными людьми по сети). Соперники по очереди раздают все карты по кругу, начиная с игрока, сидящего слева. Соответственно, у каждого после раздачи на руках остается по 13 карт.

По договоренности перед началом игры можно провести обмен тремя любыми картами с одним из соперников (очередность обмена тоже должна быть соблюдена). Какие карты лучше скинуть, вам станет понятно чуть позже.

Уровни сложности

Карты всегда раздаются случайным образом, независимо от уровня сложности. Уровни отличаются алгоритмом, который используют компьютерные противники.

На легком уровне компьютер будет использовать лишь базовые правила игры и стратегию. Например, он будет ходить картами низкого и высокого достоинства, когда это необходимо, но не будет пытаться считать карты или планировать сложную стратегию.

На среднем уровне компьютер будет использовать более продвинутую стратегию. Например, он попытается избавиться от карт определенной масти, если карт этой масти слишком много. Компьютерные противники будут играть более агрессивно, пытаясь заставить других игроков выложить свои пиковые карты и сыграть Даму Пик в начале игры. Компьютерный игрок будет также помнить, какие карты он передал другому игроку, и действовать в соответствии с этим. Например, если он передал Даму Пик другому игроку, а ведущей мастью являются Пики, он может попытаться выложить Короля или Туза Пик после того, как этот игрок сделал свой ход, зная, что это безопасно.

На сложном уровне алгоритм будет также считать и запоминать все сыгранные карты и попытается угадать, у кого на руках находится Дама Пик (или любые другие карты), и будет играть соответствующим образом. Он также будет более осторожным при выкладывании карт других мастей или использовании других стратегий.

Значение карт

В гадании используются 54 карты расширенной колоды, но для упрощения чаще останавливаются на 36. Детализированные расклады используют 13 червей, перетасованных с остальными в произвольном порядке. Трактовка зависит от положения символов в раскладе.

В таблице ниже приведены общие значения червей.

Название картыПрямая позицияПеревернутая позиция
ТузЗарождение отношений, не всегда взаимных. Свадьба, семейные узы. Дружба.Невзаимная любовь, страдания. Откладывание церемонии бракосочетания.
ДвойкаВозрождение былой любви. Воссоединение любящей пары. Брак.Трудности в возобновлении отношений. Конфликт.
ТройкаПоявление третьего человека в отношениях.Измена.
ЧетверкаНеобходимость тщательного взвешивания ситуации и решительных действий. Угроза разрыва.Временное расставание из-за трудностей.
ПятеркаНедомолвки, подозрения и ревность ухудшат любовную связь.Поиск выхода из сложной для отношений ситуации. Слепое доверие.
ШестеркаУдачное путешествие. Гармоничные отношения с родными и близкими.Удача сменится провалом по независящим от человека обстоятельствам. Ссоры в семье.
СемеркаУдачное решение проблем. Своевременный материнский совет. Неожиданные и приятные перемены.Ревность, недоверие партнеру. Измены любимого человека. Крах иллюзий.
ВосьмеркаВажные разговоры. Неожиданные и приятные повороты судьбы. Чередование позитивных и негативных событий.Неприятная ситуация. Рутина. Застой в отношениях.
ДевяткаСамодостаточность. Встреча с хорошим другом. Приятные новости.Мрачное и подавленное настроение на короткий период времени.
ДесяткаМечтания, планирование будущей жизни, ожидание позитивных изменений. Свадьба.Появление незначительных трудностей в выполнении планов. Неуверенность в себе.
ВалетНовый поклонник. Время в компании хороших знакомых. Романтичность, любовь к удовольствиям.Человек-антагонист.
ДамаСветловолосая сексуальная и замужняя женщина. Позитивные перемены для любящей девушки.Злопамятная и мстительная женщина, карающая за отсутствие ответных теплых чувств.
КорольСветловолосый женатый мужчина, харизматичный лидер. Надежность, доброжелательность, сила.Нерешительный, но добрый человек.

Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Вир­ту­аль­ные игры и раз­вле­че­ния вытес­нили собой мно­гие рус­ские игры. Забыты городки и лапта. Но играль­ные карты из дет­ско-под­рост­ко­вой жизни окон­ча­тельно не ушли. Чем опасны карты и правда ли, что сим­во­лика мастей кощун­ственна – несет скры­тые оккульт­ные смыслы?

Предположение – не факт

Любой здра­во­мыс­ля­щий роди­тель про­тив игры на деньги и пони­мает вред нездо­ро­вого азарта для дет­ской пси­хики. Но не каж­дый подо­зре­вает в ней более серьез­ные духов­ные опас­но­сти. Грешно ли играть в карты не на деньги? Да, одно­значно грешно. Но вот о том, почему карты свя­заны с гре­хом, и о сим­во­лике играль­ных карт есть много раз­но­об­раз­ных мне­ний в пра­во­слав­ном сег­менте интернета.


Заме­тим, что обще­цер­ков­ной точки зре­ния на вопросы, свя­зан­ные с сим­во­ли­кой карт, нет – тема нико­гда не выно­си­лась на обсуж­де­ние Меж­со­бор­ного при­сут­ствия, ни тем более на Соборы, что вполне объ­яс­нимо – не тот мас­штаб про­блемы.

Про­то­и­е­рей Игорь ФОМИН на сайте жур­нала «Фома» выска­зы­вает такую точку зре­ния: «Дело в том, что карты имеют очень глу­бо­кую анти­хри­сти­ан­скую сим­во­лику. Обра­тите вни­ма­ние на кар­точ­ные масти. Все они изоб­ра­жают еван­гель­ские сим­волы, но как бы глу­мясь над ними. Трефы – крест, на кото­ром был рас­пят Иисус Хри­стос. Пики – копье, кото­рым Он был про­бо­ден. Черви – губку с уксу­сом, кото­рую под­несли уми­ра­ю­щему на кре­сте Спа­си­телю, чтобы напо­ить Его. Бубны – четы­рех­гран­ные гвозди, кото­рыми были при­биты к кре­сту руки и ноги Христа».

Делясь мне­нием, батюшка не ссы­ла­ется на какие-либо источ­ники инфор­ма­ции по дан­ному вопросу. Кто обна­ру­жил связь этих сим­во­лов, научно уста­но­вил, фак­ти­че­ски под­твер­дил это арте­фак­тами? Ни имен, ни дат, ни мне­ний авто­ри­тет­ных уче­ных на этот счет нет.

А ведь, чтобы точно рас­шиф­ро­вать сим­во­лику карт и под­твер­дить догадки, необ­хо­димо иметь какие-либо доку­мен­таль­ные сви­де­тель­ства ее происхождения.

В боль­шин­стве своем безы­мян­ные авторы мно­го­чис­лен­ных ста­тей на при­ход­ских сай­тах, опи­ра­ются на это пред­по­ло­же­ние как на факт, но тоже не дают убе­ди­тель­ных при­ме­ров. Их ста­тьи пест­рят «гово­ря­щими» и устра­ша­ю­щими иллю­стра­ци­ями карт всех эпох и наро­дов с чашами, пол­ными крови, чело­ве­че­скими чере­пами и про­чей пуга­ю­щей атри­бу­ти­кой. Все эти атри­буты харак­терны для Европы эпохи Про­све­ще­ния, осо­бенно склон­ной к оккуль­тизму и мистицизму.

Глум­ле­ние над еван­гель­скими Стра­стями Хри­сто­выми и Свя­тыми Хри­сто­выми Тай­нами, конечно, застав­ляет содрог­нуться любое хри­сти­ан­ское сердце. Но, рас­суж­дая с духов­ной точки зре­ния, поста­ра­емся понять, имеет ли оно место в дей­стви­тель­но­сти? Един­ствен­ное, что при­во­дится в дока­за­тель­ство такой несколько пря­мо­ли­ней­ной и гру­бо­ва­той интер­пре­та­ции – это фрески всего ОДНОГО ста­рин­ного храма дои­ко­но­бор­че­ского пери­ода. В турец­ком городе Демра (быв­ших Мирах Ликий­ских) суще­ствует храм свя­ти­теля Нико­лая, где, по мне­нию не назвав­ше­гося автора ста­тьи сайта «Храм Предтеча.ру», есть изоб­ра­же­ния, похо­жие на кар­точ­ные масти. Про­смот­рев фото­гра­фии, можно убе­диться – то, что запе­чат­лено на них, напо­ми­нает масти карт лишь отда­ленно. Сим­волы в боль­шей сте­пени похожи на эле­менты рас­ти­тель­ного и гео­мет­ри­че­ского орна­мента, рас­про­стра­нен­ного в мире и оди­на­ково свой­ствен­ного раз­ным куль­ту­рам. Увы, больше догадки о «жидо­мас­сон­ских» или «сата­нин­ских» кор­нях сим­во­лики под­твер­дить нечем.

Символ живет в контексте

Чтобы наши выводы стали понят­нее, при­дется слегка углу­биться в науку. Свой­ства зна­ков и зна­ко­вых систем изу­чает отдель­ная дис­ци­плина – семи­о­тика. Упро­щая опре­де­ле­ние Юрия Лот­мана, опре­де­лим ее как науку о зна­ках, исполь­зу­е­мых для общения.

Согласно ей, зна­че­ние сим­во­лов измен­чиво – оно во мно­гом зави­сит от нашего вос­при­я­тия, от куль­туры, вос­пи­та­ния и мно­гих дру­гих измен­чи­вых вещей.

По Ю. Лот­ману, знак немыс­лим без кон­тек­ста и интер­пре­та­ции. Так что без уча­стия нашего оце­ни­ва­ю­щего взгляда сам по себе сим­вол не несет ника­кой нагрузки. Воз­можно, оккуль­ти­сты в своих риту­а­лах и при­дают мастям именно такой смысл, но судить об этом без­до­ка­за­тельно мы не можем.

К слову, в повсе­днев­ной жизни «кар­точ­ный» кон­текст и его интер­пре­та­ция нашим созна­нием совер­шенно дру­гие – в наши дни мы ассо­ци­и­руем карты, ско­рее, с миром, нари­со­ван­ным в сти­хах и пес­нях Вла­ди­мира Высоц­кого – миром обще­ства с низ­кой куль­ту­рой. Мы оли­це­тво­ряем карты с соци­аль­ным дном, с пре­ступ­ным или око­ло­пре­ступ­ным миром, с забе­га­лов­ками, злач­ными местами, казино – а вовсе не с под­поль­ным сбо­ри­щем сатанистов-оккультистов.

Оче­видно, что мало кто вос­при­ни­мает сего­дня карты в зна­че­нии кощун­ственно-еван­гель­ских сим­во­лов, пони­мая при этом, что в самой этой игре ничего хоро­шего нет.

К при­меру, никто еще не доду­мался объ­явить кощун­ством лого­тип одной мобиль­ной ком­па­нии – пере­вер­ну­тый, как “нега­тив”, образ крас­ного пас­халь­ного яйца (белое яйцо на крас­ном фоне). А образ кре­ста при жела­нии легко можно обна­ру­жить и в гер­ман­ской сва­стике, и в древ­них язы­че­ских, мусуль­ман­ских орна­мен­тах, и в окон­ном про­еме, и в пере­крестке дорог, и в стро­е­нии чело­ве­че­ского ске­лета, и так далее.

Родом из Европы

Обра­ща­ясь к исто­рии, узнаем, что ана­логи совре­мен­ных карт суще­ство­вали на Древ­нем Востоке, в Пер­сии и Индии, в Египте и Китае, в Древ­нем Изра­иле. Пред­по­ло­жи­тельно, оттуда они были зане­сены кре­сто­нос­цами и при­жи­лись сна­чала в Ита­лии, где у них было гораздо больше мастей и раз­но­об­раз­нее колода (латин­ский вари­ант), а затем в запад­но­ев­ро­пей­ском мире.

Сна­чала в Европе карты были игрой сол­дат и про­стого народа и не раз под­па­дали под запрет. За них пока­за­тельно секли и даже каз­нили. Затем они пере­шли в коро­лев­ские покои и надолго стали дво­рян­ской ари­сто­кра­ти­че­ской игрой.

К слову, они появи­лись в Европе почти в совре­мен­ном виде, там они и набрали наи­боль­шую попу­ляр­ность в эпоху Про­све­ще­ния. В начале 17 века заве­зен­ные к нам из Фран­ции через Польшу и Гер­ма­нию, карты ока­за­лись в Рос­сии. Сме­ка­ли­стые рус­ские кули­бины упро­стили 54-ти кар­точ­ную колоду фран­цу­зов до 36 карт, начав отсчет с шестерок.

В сере­дине 19 века карты пол­но­стью при­об­рели при­выч­ный сего­дня облик – сим­мет­рию верх­него и ниж­него рисунка, скруг­лен­ные углы и дру­гие харак­тер­ные детали.

Прощай, оружие!

О


бра­ща­ясь к исто­рии мастей, можно убе­диться, что их сим­во­лика идет из глу­бины веков и напря­мую свя­зана с рыцар­ством и кур­ту­аз­ной эпо­хой.

Воз­можно, именно она увела бла­го­род­ных гос­под с риста­лищ и уса­дила их в уют­ные каби­неты за лом­бер­ные столы. Ору­жей­ная тема не чужда кар­там, игра в кото­рые – это умствен­ный поеди­нок, при­шед­ший на смену рыцар­ским тур­ни­рам: так копье пере­ро­ди­лось в пики, герб – в бубны, меч – в трефы, а щит – в черви. Трефы также обо­зна­чали коро­лев­ский гераль­ди­че­ский атри­бут – трех­лист­ный клевер.

В латин­ской колоде было немного иначе: в ней в каче­стве мастей при­сут­ство­вали мно­го­уголь­ные монеты-пен­такли, чаши, палицы, отсы­ла­ю­щие нас к пап­ской вла­сти и раз­ли­чиям сосло­вий: духов­ного, коро­лев­ского, ари­сто­кра­ти­че­ского и торгового.

Инте­ре­сен дослов­ный пере­вод назва­ний мастей в раз­ных стра­нах Европы. У фран­цу­зов это три­лист­ники, сердца, плиты мосто­вой и копья. У ита­льян­цев – пики, цветы, квад­раты и сердца, у испан­цев – мечи, дубинки, кубки, монеты, у нем­цев и англи­чан – дубинки, сердца, лопаты и брил­ли­анты. А кое-где в Гер­ма­нии масти по ста­ринке име­нуют как желуди, бубенцы, листья, сердца.

Осо­бой же ори­ги­наль­но­стью отли­чи­лись швей­царцы, назы­вав­шие масти карт розами, жёлу­дями, бубен­цами и щитами. Всё это – попу­ляр­ная атри­бу­тика евро­пей­ского кур­ту­аз­ного Сред­не­ве­ко­вья и после­ду­ю­щей эпохи Воз­рож­де­ния, и ни пол­слова, ни намека на Стра­сти Христовы.

Сами кар­теж­ные пер­со­нажи весьма условны, их состав измен­чив – так, кар­точ­ные коро­левы при­сут­ствуют не во всех наци­о­наль­ных коло­дах, а в неко­то­рых из них коли­че­ство слуг-вале­тов у коро­лей гораздо больше. Пер­во­на­чально коро­лей и коро­лев ассо­ци­и­ро­вали с кон­крет­ными исто­ри­че­скими пер­со­на­жами – извест­ными совре­мен­ными пра­ви­те­лями и царями Вет­хого Завета, высо­ко­род­ными дамами и биб­лей­скими геро­и­нями. Но посте­пенно фигуры стали мак­си­мально обобщенными.

Русский след

С новой опас­ной азарт­ной игрой на Руси не еди­но­жды пыта­лись бороться. Царь Алек­сей Михай­ло­вич по про­звищу Тишай­ший был глу­боко рели­ги­о­зен, сми­ре­нен и бла­го­че­стив, что, кстати, помо­гало ему бороться со вспыш­ками гнева.

Пра­во­слав­ный госу­дарь ста­рался про­ти­во­сто­ять замор­ской духов­ной заразе. Под­пи­сан­ное им Уло­же­ние 1649 года раз­ре­шало вла­стям жестоко рас­прав­ляться с кар­теж­ни­ками, как с ворами – то есть отру­бать руки и неми­ло­сердно бить. Указ1696 года раз­ре­шал обыск азарт­ных игро­ков – «и у кого карты вынут, бить кну­том».

В сле­ду­ю­щий раз зако­но­да­тельно огра­ни­чить карточную игру в Рос­сии пыта­лись в 1717 году с помо­щью штра­фов. Еще через 16 лет нака­за­ние уже­сто­чили – упор­ных игро­ков, не раз заме­чен­ных за кар­теж­ным сто­лом, ждала тюрьма и батоги.

Петр Пер­вый не жало­вал карт, хотя и активно заво­зил их кораб­лями из Европы, сле­дуя моде на все евро­пей­ское. Окон­ча­тельно при­жи­лись карты при Ека­те­рине ΙΙ. Вслед за сочи­не­ни­ями воль­но­дум­цев эпохи про­све­ще­ния мода на карты с ее лег­кой монар­шей руки пере­ко­че­вала в Рос­сию и стала неотъ­ем­ле­мой частью ари­сто­кра­ти­че­ской при­двор­ной куль­туры. В после­ду­ю­щие века уме­ние соста­вить пар­тию было таким же необ­хо­ди­мым атри­бу­том свет­ского чело­века, как его манеры, начи­тан­ность, речь, зна­ние язы­ков, соот­вет­ству­ю­щий моде внеш­ний облик, уме­ние тан­це­вать и делать комплименты.

Живо­пи­сец-ака­де­мист Адольф Шар­ле­ман создал тра­ди­ци­он­ные для Рос­сии «Атлас­ные карты» в сере­дине 19 века. Автор эски­зов не сильно ото­шел от вида фран­цуз­ской кар­точ­ной колоды. Также были попу­лярны англо-аме­ри­кан­ский шаб­лон карт руан­ского про­ис­хож­де­ния и париж­ский шаблон.

Метафора судьбы


В пре­ступ­ном мире и сего­дня кар­теж­ная игра – мета­фора судьбы, и это не случайность.
Когда-то карты вер­шили судьбы в Рос­сии и Европе. С их помо­щью тка­лись двор­цо­вые интриги, выяс­ня­лись дипло­ма­ти­че­ские отно­ше­ния, денеж­ные и семей­ные споры.

Кар­точ­ные игры в поза­про­шлом сто­ле­тии были повсе­местно попу­ляр­ными, но четко раз­де­ля­лись на ком­мер­че­ские и азарт­ные, то есть вполне при­лич­ные и непри­лич­ные, осуж­да­е­мые. В 19 веке в Рос­сии дво­ряне разо­ря­лись, про­иг­ры­вали целые деревни и даже своих жен, уби­вали друг друга на дуэ­лях из-за спо­ров у кар­точ­ного стола.

Тогда же пыш­ным цве­том рас­цвели масон­ские, каба­ли­сти­че­ские и про­чие мисти­че­ские тече­ния, где не обхо­ди­лось без спе­ци­аль­ных гада­тель­ных колод и играль­ных карт, и где они, воз­можно, и при­об­ре­тали зна­че­ние сакраль­ных символов.

К слову, в хра­мах обеих сто­лиц, осо­бенно север­ной, до сих пор можно встре­тить раз­но­об­раз­ную сим­во­лику воль­ных камен­щи­ков, поскольку мно­гие из них стро­или рус­ские архи­тек­торы запад­ного про­ис­хож­де­ния или их запад­ные коллеги.

Это дей­ству­ю­щие соборы и храмы, где и сей­час совер­ша­ется литур­гия. Вот где, дей­стви­тельно, на взгляд мно­гих пра­во­слав­ных людей, имеет место кощун­ство. Но факт оста­ется фак­том: масон­ские сим­волы в орна­мен­тах фре­сок, потол­ков и пола питер­ских собо­ров – это уже часть нашей куль­туры и исто­рии. Сло­вом, в поза­про­шлом веке кар­точ­ные игры и мисти­че­ские мани­пу­ля­ции давали мно­го­чис­лен­ные злые всходы.

Мир наоборот

Пуш­кин, Лер­мон­тов, Досто­ев­ский и дру­гие писа­тели не обо­шли в своих про­из­ве­де­ниях тему игры карт. На память сразу при­хо­дят «Пико­вая дама», «Мас­ка­рад», «Фата­лист», «Игрок». Почему же кар­точ­ная игра была такой зна­чи­мой для людей того вре­мени и отра­зи­лась в худо­же­ствен­ных текстах?

Как счи­тает извест­ный лите­ра­ту­ро­вед Юрий Лот­ман, карты – это куль­тур­ная реа­лия. В рус­ской лите­ра­туре» кар­точ­ная игра высту­пает ни много ни мало как модель бытия, в кото­ром пра­вят хаос и тор­же­ство слу­чай­но­стей. Книги на эту тему поро­дили в обще­стве сво­его рода фило­со­фию. Луч­шие умы Оте­че­ства все­рьез раз­мыш­ляли «над ролью слу­чая, фату­мом, про­ти­во­ре­чием между желез­ными зако­нами внеш­него мира и жаж­дой лич­ного успеха, само­утвер­жде­ния, игрой лич­но­сти с обсто­я­тель­ствами, исто­рией». Они ломали головы над вопро­сом: чем все-таки опре­де­ля­ется выиг­рыш: рас­че­том или слу­чаем?

Совет­ский лите­ра­ту­ро­вед неожи­данно точно оце­ни­вает гре­хов­ную при­роду кар­теж­ного мира и его системы коор­ди­нат, из кото­рой вычерк­нуты Бог и нрав­ствен­ность. Герою «Пико­вой дамы» Пуш­кина мир кажется игрой, кото­рой он спо­со­бен вир­ту­озно управ­лять, мани­пу­ли­руя людьми.

Игрок желает выиг­рать все, рискуя при этом всего лишиться. Он полу­чает про­гноз буду­щего (некое гада­тель­ное пред­ска­за­ние), его линия пове­де­ния про­грам­ми­ру­ется, сам он при этом думает, что что-то решает, хотя пра­вят им тем­ные силы и его соб­ствен­ные стра­сти. «Гос­по­дин» своей судьбы на деле ока­зы­ва­ется рабом.

«В самой при­роде карт зало­жено дво­е­ми­рие, – пишет Лот­ман, – они – про­стые знаки, «ходы» в игре, и имеют смысл в гада­тель­ной системе…Случайное выпа­да­ние карт пре­вра­ща­ется в некий текст, авто­ром кото­рого явля­ется судьба».

В азарт­ном кар­теж­ном мире игрок ищет стра­те­гию, скры­вая ее от про­тив­ника. Только вду­май­тесь: ближ­ний ста­но­вится для него вра­гом. Игра – это кон­фликт, ее цель – успех и пре­вос­ход­ство, но оно доста­нется лишь одному. В итоге полу­ча­ется игра не с парт­не­ром, а с самим слу­чаем, кото­рый ста­но­вится сво­его рода зло­ве­щим боже­ством. Про­ис­хо­дит под­мена истин­ного Бога мни­мым, а истин­ная вера под­ме­ня­ется фата­лиз­мом.

С точки зре­ния веры, с геро­ями про­из­ве­де­ний про­ис­хо­дит явное иску­ше­ние гор­ды­ней и себя­лю­бием. Уви­ден­ный через призму карт мир начи­нает дво­иться – герой ока­зы­ва­ется перед дилем­мой выиг­рыша и про­иг­рыша, игры и гада­ния, двух реаль­но­стей – мира повсе­днев­ного и поту­сто­рон­него. Герой сбит с толку, рас­те­рян, поте­рялся в жизни, утра­тив все ее ори­ен­тиры. Его захва­тил хаос, рас­су­док мутится, душа гиб­нет под напо­ром жут­кого, демо­ни­че­ского, поту­сто­рон­него, сти­хий­ного. Этой ирра­ци­о­наль­ной и мощ­ной силе он не может про­ти­во­сто­ять в оди­ночку, а опе­реться не на Кого – Бога у него нет. Так он ока­зы­ва­ется во вла­сти зла.

В лите­ра­туру эта духовно опас­ная фило­со­фия при­шла из реаль­ной жизни. Как счи­тает лите­ра­ту­ро­вед, в петер­бург­ский, импе­ра­тор­ский период рус­ской исто­рии «…гран­ди­оз­ные состо­я­ния созда­ва­лись мгно­венно, в зави­си­мо­сти от скач­ков сча­стья, в сфе­рах, весьма дале­ких от эко­но­мики. При­чуд­ли­вое пере­ме­ще­ние богатств невольно напо­ми­нало пере­ме­ще­ние золота и ассиг­на­ций на зеле­ном сукне во время игры».

У Федора Досто­ев­ского «рулетка – это игра по пре­иму­ще­ству рус­ская», осно­ван­ная на стрем­ле­нии «в один час» «всю судьбу изме­нить». Так заве­зен­ная из Европы игра при­чуд­ливо сов­пала с нашим мен­та­ли­те­том, извра­тив и раз­вра­тив его.

Лицо святой сохранилось… на картах?

Инте­ресно, что фра­зео­ло­гизм «палка о двух кон­цах» при­ме­ним и к кар­там. Одна­жды они все-таки послу­жили добру. В без­бож­ное время они сохра­нили для нас…лицо святой.

Забе­жим впе­ред. В совет­ские годы было опро­бо­вано много раз­лич­ных кар­теж­ных колод. Были среди них и откро­вен­ные инстру­менты про­па­ганды, и анти­ре­ли­ги­оз­ные карты, на кото­рых изоб­ра­жа­лось духо­вен­ство, а позади нари­со­ван­ных фигур – «побуж­да­ю­щие к вере» при­зем­лен­ные мотивы. Но ни одна из таких колод не поль­зо­ва­лась попу­ляр­но­стью и в народе не при­жи­лась. А полю­би­лась рус­ским людям и стала самой рас­про­стра­нен­ной в СССР совсем дру­гая колода, дошед­шая до наших дней под назва­нием «Рус­ский стиль».

Колода эта была еще доре­во­лю­ци­он­ной. Ее исто­рия такова. На извест­ном ПОСЛЕДНЕМ импер­ском балу 1903 года члены Цар­ской Семьи и при­двор­ные были наря­жены в уни­каль­ные по кра­соте и стилю сти­ли­зо­ван­ные рус­ские костюмы. Автор мно­гих эски­зов – Сер­гей Головко, испол­ни­тели – извест­ней­шие порт­ные, в том числе мастер­ская небезыз­вест­ной Надежды Ламановой.

На балу было отснято мно­же­ство фото­гра­фий высо­чай­ших особ в рус­ских народ­ных наря­дах. Они и послу­жили осно­вой для созда­ния колоды карт к 300-летию Дома Рома­но­вых. Оче­видно, как и открытки с порт­ре­тами Семьи, новые карты должны были про­бу­дить народ­ную сим­па­тию к цар­ствен­ным осо­бам и послу­жить попу­ля­ри­за­ции импер­ской вла­сти, став для про­стых людей люби­мым суве­ни­ром. И вот в 1911 году немец­кий мастер фаб­рики «Дон­дорф» раз­ра­бо­тал эскизы карт.

В стиле роман­тич­ной рус­ской ста­рины им были выпол­нены атри­буты мастей – щиты, ору­жие, доспехи. Про­то­ти­пом буб­но­вого валета стал вели­кий князь Андрей Вла­ди­ми­ро­вич, буб­но­вой дамы – фрей­лина обеих импе­ра­триц гра­финя Алек­сандра Тол­стая. Чер­во­вой дамой была выбрана кня­гиня Ксе­ния Алек­сан­дровна, а тре­фо­вой – Ели­за­вета Федо­ровна Рома­нова, впо­след­ствии – свя­тая ново­му­че­ница и испо­вед­ница Рос­сий­ская.

На обо­роте карт был изоб­ра­жен герб Рос­сии – двух­гла­вый орел. Конечно, изоб­ра­же­ния не имели точ­ней­шего порт­рет­ного сход­ства с про­то­ти­пами, но если сопо­ста­вить кар­тинку и фото, можно уви­деть – сход­ство есть. В 1913 году карты были отпе­ча­таны на Алек­сан­дров­ской ману­фак­туре Санкт-Петер­бурга прямо к празд­нич­ной дате.

Дальше – инте­рес­нее. После рево­лю­ции ману­фак­туру закрыли, но уже в 1923 году она снова рабо­тала. Рисо­вать новые эскизы для карт и изго­тав­ли­вать формы для оттиска поле­ни­лись, да и дорого, вот и стали печа­тать карты для народа по ста­рым шаблонам.

В после­во­ен­ное время совет­ский худож­ник Ю. Ива­нов точь-в-точь пере­ри­со­вал ста­рые карты, адап­ти­ро­вав их для офсет­ной печати. Таким обра­зом, лица Рома­но­вых и их при­бли­жен­ных, в том числе лицо свя­той Ели­за­веты не канули в небы­тие, а сохра­ня­лись на играль­ных кар­тах весь ХХ век. Но этот слу­чай – пожа­луй, един­ствен­ное и уди­ви­тель­ное исключение.

Зло с традициями

Обоб­щая ска­зан­ное, согла­симся с авто­ри­тет­ным мне­нием боль­шин­ства свя­щен­ни­ков – карты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО несут духов­ную угрозу. Но искать ее, оче­видно, нужно не на поверх­но­сти, не во внеш­них про­яв­ле­ниях – мастях и кар­тин­ках, а на более глу­бо­ком СМЫСЛОВОМ уровне. На уровне веры.

Игра в карты отри­цает и пре­сту­пает две основ­ные запо­веди Нового Завета – воз­люби Гос­пода Бога тво­его и воз­люби ближ­него как самого себя. Они под­ме­няют любя­щего и про­мыш­ля­ю­щего о чело­веке Бога бесов­ским «бож­ком» – сле­пым слу­чаем, а любовь к ближ­нему обра­щают в ее про­ти­во­по­лож­ность – нена­висть, кон­ку­рен­цию. Ближ­ний ста­но­вится про­тив­ни­ком, а прин­цип игры – выиг­рать, обма­нуть, обойти, побе­дить в интел­лек­ту­аль­ном поединке любой ценой – утвер­ждает самость и гор­дыню. Все эти смыс­ло­вые под­мены, по сути, явля­ются сата­нин­скими: дья­вол – отец вся­кой лжи.

Духовно опасно и то, что поня­тия и иде­алы – слу­чай, удача, судьба успеш­ность, кон­ку­рен­ция – из кар­теж­ной игры пере­ко­че­вали в биз­нес и дру­гие сферы жизни, в том числе обра­зо­ва­ние, вос­пи­та­ние, меди­цину, искус­ство, что само по себе духовно опасно.


Стоит при­знать, что в наши дни карты рас­те­ряли свой авто­ри­тет, а вме­сте с ним не такими явными стали и духов­ные угрозы. Попу­ляр­ность кар­точ­ных игр у нового поко­ле­ния ста­но­вится все меньше. Пожа­луй, теперь они, в боль­шей сте­пени, инстру­мент без­де­лия, празд­но­сти, нежели гор­дыни, себя­лю­бия, кощунства.

Зало­жен­ные в них прин­ципы, в том числе дво­ич­ная система кодов, давно пере­шли в ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии. Раз­ви­тая с их помо­щью пси­хо­ло­гия кон­ку­рент­ной борьбы тоже нахо­дит себе при­ме­не­ние в дру­гих сфе­рах жизни. Зло совер­шен­ству­ется, не отстает от прогресса.

Поэтому дур­ную ини­ци­а­тиву азарт­ной игры сего­дня пере­хва­тили «про­дви­ну­тые» «внуки» и «пра­внуки» карт – ком­пью­тер­ные «стре­лялки». «Внуки» шаг­нули гораздо дальше своих «дедов», раз­ви­вая гораздо более опас­ную зави­си­мость и проч­нее улав­ли­вая юные души.

Про­дол­жая злую «семей­ную» тра­ди­цию, они учат наших детей пре­сту­пать те же две глав­ные запо­веди – вычер­ки­вать из своей жизни Бога и обес­це­ни­вать чело­ве­че­скую жизнь. Так давайте не дадим им в этом преуспеть!

Вален­тина КиденкоФото из откры­тых источников

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]