Значения карты «Эон» колоды «Таро Тота Алистера Кроули» по книге «Таро-зеркало души» Герда Зиглера


Лон Майло Дюкетт. Ату XXI – Вселенная

• Великая в Ночи Времени. • Планетарный аркан Сатурна. • Стихийный аркан Земли. • Первоначальная композиция: должна содержать иллюстрацию Квадратуры Круга. Эллипс, составленный из 400 малых окружностей. По углам карты — человек, орел, бык и лев. Внутри круга — обнаженная сияющая фигура с женской грудью и закрытыми глазами, стоящая в позе знака Земли: правая нога выдвинута вперед, правая рука вытянута вперед и приподнята, левая рука опущена и отведена за спину. В обеих рука — по спиральному лучу ослепительно яркого света; в правой руке — правосторонняя спираль, в левой — левосторонняя1. Красный шарф, по форме подобный букве Каф, скрывает из виду мужские гениталии центральной фигуры. Таков традиционный символ2. • Еврейская буква: Тав (крест). • Путь Древа Жизни: 32-й, соединяющий Йесод (Основание) с Малкут (Царством). • Цвета Сатурна: индиго; черный; иссиня-черный; иссиня-черный с прожилками. • Цвета Земли: лимонный, оливковый, красновато-коричневый и черный; янтарный; темно-коричневый; черный с желтыми прожилками.

Рассматривай время и все обстоятельства События как Слуг твоей Воли, чья задача — представить тебе Вселенную в форме, соответствующей твоему Замыслу. И еще: благословение и хвала пророку прекрасной Звезды!3

Херувимы стихий очень милы, но наша Маленькая Леди так извивалась и вертелась, что я чуть не спятила от этого ерзанья. Мне пришлось перерисовывать ее раз сорок, не меньше. — Из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули, точная дата неизвестна.

На протяжении многих лет карта Вселенной украшала обложку переизданий «Книги Тота», выпускавшихся . Так что теперь это одна из самых известных карт Таро Тота. Но, при всей своей привычности, она остается одной из самых сложных и таинственных карт колоды. В ней есть несколько деталей, значения которых я вообще не понимаю. Например, что это за черный предмет в правой руке богини, похожий на полумесяц? Понятия не имею. И никаких указаний на этот счет в «Книге Тота» я не нашел. Если же необходимые пояснения содержатся в какой-либо другой книге Кроули, то, каюсь, я это место пропустил. Я могу лишь предполагать, что это серп — атрибут, вполне уместный в руках сатурнианской богини. Создается впечатление, что острие этого серпа она вонзает прямо в центр большого глаза, изображенного в верхней части карты, и, возможно, таким образом исторгает из него сияющие лучи, — но полной уверенности в этом у меня нет.

Кроме того, некоторые детали карты я сумел разглядеть только при большом увеличении. Вскоре мы о них поговорим, но для начала давайте посмотрим, что сообщает нам об этой карте сам Кроули:

«Таким образом, в наивысшем своем смысле данная карта обозначает завершение Великого Делания, точно так же как Ату 0, Дурак, обозначал его начало. Дурак — это небытие, устремляющееся к проявлению; Вселенная — это проявление, исполнившее свою задачу и готовое к возвращению. Двадцать карт, расположенные между ними, описывают Великое Делание и его исполнителей на разных стадиях. Поэтому Вселенная представлена в облике девы — последней буквы Тетраграмматона»4.

Ату XXI, Вселенная, символизирует одновременно и планету Сатурн, и стихию Земли. Нам уже известно, что Земля — это, в определенном смысле, «гражданка второго сорта» в каббалистической вселенной. Но известно нам и то, что именно Земля — благодаря своему предельно низкому положению — парадоксальным образом играет важнейшую роль в великом плане бытия.

Сатурн — также совершенно особая планета. Как представитель Бины, он — единственная из планет, расположенная выше Бездны. Он, в определенном смысле, — высшее из высших. И в то же время, путь Вселенной (32-й) на Древе Жизни ведет от Йесод (девятой и последней из полноправных сефирот Древа) к Малкут (которая, по сути, — всего лишь «подвеска» к Древу, эдакий космический не-пришей-кобыле-хвост). Ну не странно ли, что высшее из высших и низшее из низших обозначаются одной и той же картой? Видимо, Вселенная и впрямь хранит в себе великое множество тайн — что, в частности, подтверждает Кроули в следующем отрывке:

«Первая и самая очевидная особенность этой карты — то, что она стоит на последнем месте, а, следовательно, является противоположностью и дополнением Дурака. Она соответствует букве Тав, так что две эти карты вместе образуют [древнееврейское] слово Ath, означающее “Сущность”. Таким образом, все сущее отображено в последовательности, начало и конец образуют две эти карты. Начало представляло собой Ничто; следовательно, концом также быть Ничто, но Ничто в его полной развертке, как объяснялось выше»5.

Как явствует из описания первоначальной композиции этой карты, «Вселенная» должна заключать в себе иллюстрацию «Квадратуры Круга». Хо-хо! Мистики от математики не одно столетие бились над этой задачей — найти квадратуру круга, то есть построить с помощью циркуля и линейки такой квадрат, периметр которого будет в точности равен длине любой данной окружности. Добиться этого значило бы создать геометрический эквивалент Нового Иерусалима — сочетать браком вечный круг небес с квадратом Земли.

Наконец, в 1882 году немецкий математик Карл Людвиг Фердинанд фон Линдеман математически доказал, что найти квадратуру круга невозможно. Но за тысячелетия в поисках невозможного было попутно разработано немало начертательных и архитектурных приемов, которые легли в основу моделей и пропорций многих церквей и соборов, священных статуй и икон. На одном из таких приемов основана и графическая структура Ату XXI.

Отважные искатели квадратуры круга использовали в своей работе и некоторые побочные данные — например, мистические числа, фигурирующие в Ветхом и Новом заветах, или приблизительные параметры планетных орбит. Подобная «математическая гимнастика» настолько стимулирует мыслительные процессы и доставляет такое удовольствие, что подчас вызывает привыкание и зависимость, а та, в свою очередь, способна повлечь за собой нешуточное эмоциональное расстройство. Английский архитектор Уильям Стерлинг, автор монументального труда «Канон: Языческая мистерия, сохраненная в каббале, как закон всех искусств», умер ужасной смертью — в попытках отделить собственную голову от туловища6. (Да, думать о подобных вещах слишком много — действительно вредно.)

Должен признаться, что, пытаясь разобраться в логике и вычислениях трансцендентальных математиков, я всякий раз безнадежно путаюсь. Но кое-что моему восприятию все же доступно, а именно — эстетическая притягательность фигур, которые образуются при переводе этих рассуждений в графическую форму, и в особенности — красота чертежа, который известен под весьма уместным названием «Новый Иерусалим». Объяснить, каким образом этот чертеж связан с поисками квадратуры круга, я не в состоянии, однако я попытаюсь показать, как он строится. А стоит ли вам погружаться в изучение его тайн — это уж вы решайте сами (только, прошу вас, постарайтесь не потерять голову!).

И «Новый Иерусалим» и карта «Вселенная» основаны на овале особой формы, который известен под названием vesica piscis («рыбий пузырь»). На карте Вселенной таких овалов два: первый, большой, касается верхней, нижней и боковых границ карты, а второй — это глаз, расположенный в правой верхней части большого овала. Малый овал-глаз как будто проецирует остальные образ на карту или, наоборот, втягивает их в себя обратно.

Построить vesica piscis совсем несложно. Для начала надо вспомнить некоторые уже знакомые нам каббалистические идеи.

1. Прежде всего, начертите две окружности, проходящие через центры друг друга. (Первая окружность — это сефира Кетер, которая, соединяясь со своим отражением, Хокмой, образует отверстие — Йони Матери-Бины, из которого рождается все сущее.) Vesica piscis лежит в основе архитектурного плана многих соборов, относящихся к позднему Ренессансу и раннему барокко, — культовых сооружений, в большинстве своем посвященных Деве Марии.

2. Постройте еще одну окружность — с центром в центре vesica piscis и того же диаметра, что и две предыдущие. (Высшая триада сефирот задает форму vesica и определяет ее положение). Не правда ли, похоже на глаз?

3. Впишите vesica в квадрат со стороной, равной высоте vesica.

4. Начертите в углах квадрата четыре малых окружности, касающиеся vesica, с центрами, лежащими на большой окружности.

5. Впишите весь рисунок в квадрат.

Готово! Это и есть базовая схема аркана «Вселенная» — как в традиционной колоде, так и в версии Кроули—Харрис. Возможно, вы узнаете в этой схеме модель многих произведений живописи и витражей, изображающих Христа, Святое Семейство или Троицу в окружении образов ангела (или человека), льва, быка и орла. В колоде Тота на карте Вселенной четверо керубим распределены по углам так же, как и на карте Иерофанта.

По непонятным мне причинам христиане считают этих существ символами четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Иудеи, со своей стороны, соотносят их с четырьмя коленами Израиля, которым были отведены угловые места в стане народа Израилева7: человек соответствует колену Рувима, лев — Иуде, бык — Ефрему, а орел — Дану. Мы же рассматриваемых этих «святых животных» как образы четырех Керубим.

В первоначальном описании карты Вселенной утверждается, что vesica должна состоять из 400 малых окружностей (поскольку буква Тав, соответствующая этой карте, обозначает число 400). Но леди Харрис благоразумно делит ее на семьдесят две части8 (да, я честно все пересчитал!), напоминающие (по крайней мере, мне) ребра скелета исполинского змея.

Теперь, удостоверившись, что и леди Харрис не преминула приложить руку к старым добрым поискам квадратуры круга, давайте возьмем увеличительное стекло и постараемся разглядеть все чудеса, которые она вложила в свое решение этой неразрешимой задачи. Под нижним концом vesica piscis можно разглядеть остов некоего сооружения, напоминающий архитектурный чертеж. И это действительно план здания — здания материи. В трехмерной проекции он выглядел бы как дом с четырьмя стенами. Каждая из крошечных вертикальных черточек, составляющих эти стены, обозначает один из девяноста двух химических элементов, известных на момент создания колоды. Они выстроены в иерархическом порядке и соединены между собой диагональными линиями, образующими схему взаимосвязей между химическими «кирпичиками», из которых сложена материальная вселенная. Прообраз этого чертежа впервые был опубликован в «Основаниях современной науки» Дж. У. Н. Салливана9.

Эта схема внушает благоговение уже сама по себе, но Харрис накладывает ее на еще более величественную и таинственную структуру. Внимательно приглядевшись, вы увидите, что салливановское здание материи изображено на фоне центральной, самой большой из трех пирамид, напоминающих комплекс пирамид в Гизе. Как и Великая пирамида в Гизе, эта центральная пирамида облицована в верхней части отшлифованными плитами, из-за чего кажется немного выпуклой у вершины.

Об этих пирамидах в «Книге Тота» не сказано ни слова, и при мысли о том, что же может стоять за подобным умолчанием, мой бедный ум в смущении умывает руки. Зато Кроули упоминает кое-что такое, чего мы на этой карте не видим, — ну, по крайней мере, чего не вижу я:

«В центре, в колесе Света, зарождается образ Древа Жизни, состоящий из десяти основных тел Солнечной системы. Однако Древо это открывается зримо лишь тому, кто безупречно чист сердцем»10.

Вот я и попался! Смотрите все, а Дюкетт-то голый! Можно подумать, без Мастера Териона я не догадывался, что чистота моего сердца оставляет желать лучшего! Да, я действительно не вижу этого чертова Древа Жизни в центре карты! И ничего в этом нет удивительного.

Зато я вижу прекрасную зеленую сферу, в которую заключена сложная лента Мёбиуса. Впрочем, не такая уж и сложная. Это обычная лента Мёбиуса, только не с одним, а с тремя витками (я специально изготовил такую, чтобы сравнить и удостовериться). Лента Мёбиуса — прекрасный и безупречный символ бесконечности, и я сильно подозреваю, что леди Харрис попросту заменила «невидимое» Древо Жизни из описания в «Книге Тота» на эту фигуру, как нельзя более уместную и целесообразную в данном контексте.

Основной персонаж карты Вселенной — та самая «Маленькая Леди», о которой Кроули сообщает:

«На данной карте она изображена танцующей. Руками она управляет сияющей спиральной силой, состоящей из активного и пассивного начал, каждое из которых, в свою очередь, также поляризовано. Партнер девы-Вселенной в этом танце — Херу-Ра-Ха из Ату XIX»11.

Кто же это? Нут-Бабалон, богиня сферы Сатурна, Бины? Или девственная принцесса сферы Земли, Малкут? И та, и другая! И великая мать, и девственная дочь вечности в одном лице.

Что же могло послужить прообразом для этой богини, заключающей в себе одновременно и начало, и конец, и все, что лежит между ними? Какое видение вдохновило Фриду Харрис на то, чтобы придать столь плотную и зримую форму этому вечному внеформенному процессу?

6 декабря 1909 года, между 2:00 и 4:15 часами пополудни, в безлюдной песчаной долине близ Боу-Сада (Северная Африка) Алистер Кроули с помощью поэта Виктора Нойберга, исполнявшего роль его слуги и писца в магических операциях, пересек Бездну12 и пережил грозное и устрашающее видение десятого Эфира. Это испытание — центральное в одном из самых захватывающих и удивительных визионерских путешествий, известных истории, — описано во всех подробностях в книге «Видение и Голос»13.

Вечером следующего дня, 7 декабря 1909 года, между 9:30 и 11:10 часами, все еще переживая блаженство восхождения на эту великую магическую вершину, Кроули узрел видение следующего Эфира, девятого. Приведу здесь большой отрывок из его описания, поскольку я глубоко убежден: ни мне, ни кому-либо еще не под силу охарактеризовать Ату XXI, Вселенную, столь же глубоко и точно, как это сделано в книге «Видение и Голос». Перед вами не что иное, как отчет о встрече с богиней XXI Ату, Вселенной, лицом к лицу:

«Веки ее очень темны, ресницы — длинны. Глаза закрыты или полуприкрыты. Сказать о ней что-либо еще невозможно. Она обнажена; все тело ее покрыто тончайшими золотыми волосками — это электрические разряды, которыми вооружены, словно копьями, могучие и грозные Ангелы, чьи нагрудники — чешуи кожи ее. А волосы на голове ее, ниспадающие до самых пят, — то истинный свет самого Бога. Из всех красот, что наблюдал в Эфирах Созерцатель, ни одна не сравнится даже с ногтем мизинца ее. Приобщиться к этому Эфиру без церемониальной подготовки он не может, однако даже при созерцании со стороны он испытывает потрясение не меньшее, чем тогда, когда приобщался к предыдущим Эфирам.

Созерцатель погружается в чудо безмятежного покоя.

Кольцо горизонта над нею — сонм сияющих Архангелов, держащихся за руки, стоящих в кругу и поющих: “Это дочь БАБАЛОН Прекрасной, рожденная от Отца всего сущего, для всего сущего ею рожденная.

Это Дочь Королевская. Это Дева Вечности. Ее отвоевал Святой у Исполина-Времени, и она — награда для тех, кто одолел Пространство. Она возведена на Престол Понимания. Свято, свято, свято имя ее, запретное для людей. Называли же ее Корой и Малкой, Бетулой и Персефоной14.

И поэты измышляли о ней лживые песни, и пророки говорили о ней пустое, и юноши мечтали о ней вотще; но вот она, непорочная, имя имени которой запретно. Мысль не пронзит доспех славы ее, ибо мысль падает замертво пред лицом ее. Память безмолвствует, и в самых древних магических книгах не найдется ни заклинаний, чтобы воззвать к ней, ни славословий, чтобы вознести ей хвалу. Воля склоняется, как тростинка, пред бурями, что бушуют на границах царства ее, и само воображение не в силах прозреть ничего, сверх единого лепестка тех лилий, на которых стоит она посреди озера хрустального, посреди стеклянного моря.

Семью звездами она украсила власы свои — семью вздохами Бога, движущими и волнующими совершенство его. И собрала она власы свои семью гребнями, на которых начертаны семь тайных имен Бога, не ведомых ни Ангелам, ни Архангелам, ни самому Предводителю воинств Господних.

Свята, свята, свята ты, и благословенно вовеки имя твое, о ты, для которой Эоны — лишь биения крови твоей»15.

Итак, мы подошли к концу и, в то же время, к началу всей последовательности старших арканов. Я знаю, что дорога местами была ухабистой — по крайней мере, для многих из вас. Возможно, вы думаете, что откусили больше, чем можете прожевать, и что никогда в жизни не поймете систему Таро (и в особенности — Таро Тота) до конца. Вы правы. Вы никогда в жизни не поймете ее до конца. До конца ее не понимает никто. Однако у вас есть лучший в мире учитель, призванный служить вашим наставником и проводником во всех областях вашей духовной жизни, — ваш Священный Ангел-Хранитель.

Здесь, в завершение нашей беседы об Ату XXI, о самом нижнем из путей Древа Жизни, вспомнить о нашем Священном Ангеле-Хранителе будет особенно уместно, поскольку — осознаем мы это или нет, достигли ли мы познания и собеседования с С.А.Х. или только вступаем на путь посвящения, — он, так или иначе, поддерживает нас на каждом шаге этого пути.

В сказке «Бессонный мир»16, когда Лола только начинает свое путешествие вверх по Древу Жизни и вступает вместе со своим «прекрасным принцем» (С.А.Х.) на 32-й путь — путь Тав и Вселенной, — ее охватывает страх. Кроули описывает, как Ангел-Хранитель успокаивает ее и дает ей самый лучший совет, какой только может получить человек, идущий путем посвящения:

«Он сказал: “Идем! Это всего лишь комната для прислуги. Почти все проводят здесь всю свою жизнь”. Тогда я попросила: “Поцелуй меня!” И он ответил: “Без этих слов ты не смогла бы ступить ни шагу”»17.

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley’s Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.

© Перевод: Анна Блейз, 2007.

© PAN’S ASYLUM Lodge O.T.O.

Правосторонняя спираль — спираль, закрученная против часовой стрелки, левосторонняя — по часовой стрелке. — Примеч. перев.

Crowley, 777 and Other Qabalistic Writngs, Column CLXXXI, p. 34. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

The Book of Thoth, pp. 253—260. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

The Book of Thoth, p. 118. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

The Book of Thoth, pp. 116—117. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

William Stirling. Canon: An Exposition of the Pagan Mystery Perpetuated in Cabala as the Rule of all the Arts. Этот труд впервые опубликовал в 1897 году издатель Элкин Мэтьюз (Elkin Matthews). Второе издание увидело свет в 1974 году (Research into Lost Knowledge Organisation & Garnstone Press), третье — в 1981-м (Research into Lost Knowledge Organisation, 8 The Drive, New Southgate, London N11 2DY). Распространяется издательством Thorson’s publishers Limited, Wellingborough, Northamptonshire. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

Числ. 2:2. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

Зодиакальный круг можно подразделить на 72 полудеканата — участка протяженностью в пять градусов каждый. Каждая из тридцати шести числовых карт Таро соотносится с двумя полудеканатами, или одним полным деканатом. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

J.W.N. Sullivan. The Bases of Modern Science. 1st ed. London: Ernest Benn Ltd., 1928. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

The Book of Thoth, p. 119. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

The Book of Thoth, p. 118. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

Или, если угодно, возвысил в ходе посвящения свое сознание таким образом, что символом его вместо четвертой сефиры, Хесед, стала третья, Бина. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

Crowley. The Vision and the Voice. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

Кора (др.-греч. «дева») — одно из имен Персефоны; Малка — др.-евр. «царица», в каббале одно из названий лика Бога, соответствующего сефире Малкут; Бетула — др.-евр. «дева, девственница» (в Исх. 22:16 переводится как «девица необрученная»). — Примеч. перев.

Crowley. The Vision and the Voice, pp. 174—175. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

Crowley. Konx Om Pax, p. 10. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

Crowley. Konx Om Pax, p. 17. — Примеч. Л.М. Дюкетта.

Таро. Аркан 20. Суд

Этот аркан представляет собой итоговое судилище всей предыдущей жизни Героя. Того, как он жил прежде чем посмотрел на себя с теневой стороны, и того, кем он стал, пройдя испытания. Вполне очевидно, что далеко не каждый способен сделать правильные выводы и вынести урок из перенесенных трудностей. Для этого и свершается высший суд, на котором рассматриваются все поступки Героя. И выносится вердикт — достоин ли он получить то, к чему стремиться. Кто достоин новой жизни, а кто останется во тьме. В сказках мы сталкиваемся с таким выбором, когда главный герой получает то, за чем он отправлялся в путь. При этом остальные остаются ни с чем. Это также присутствует в сцене оживления героя, погибшего от рук завистников. Убитый братьями Иван-царевич возвращается к жизни с помощью мертвой и живой воды, потому что он достоин этого. Его братья при этом в лучшем случае лишаются всего или изгоняются. В худшем — погибают. В сцене, когда соперником молодого героя является отец, старший брат или другой царь, борящийся за трон или царевну, герой выигрывает и остается жив даже после серьезных испытаний. Например, после купания в кипящем молоке, куда соперник бросается, чтобы вернуть молодость и погибает. А царевич выходит целым и невредимым и даже лучше прежнего. Бывает, что герой легко проходит тяжелые испытания, свершает до этого невыполнимые подвиги или исцеляет чудесным способом больного персонажа (царевну, отца). Смысл в том, что он уже находится на стадии, когда разрешено и подвластно все. Он избранник.

На карте из традиционной колоды Райдера-Уайта изображен ангел, играющий на трубе, вызывая мертвых на Страшный суд. Такая символика скорее дань традициям. К земному суду она имеет мало отношения. Но определенное пересечение с перечисленными выше примерами из сказок есть. Кто-то достоин вечной жизни, а кто-то вечных мук. Кто-то честно прошел все этапы самопознания, а кто-то стремился к ложным целям, поэтому он не получит ничего и его испытания были напрасными. «Когда верным средством воспользуется неверный человек, то и верное средство подействует неверно» гласит китайская народная мудрость. В Египетском таро этот аркан называется «Воскресение из мертвых». Иван-царевич на мгновение погибает от рук братьев или в кипящем молоке, но воскресает вновь.

На карте мы видим воскресающих мужчину, женщину и ребенка. Мужчина является олицетворением Духа (активного начала), женщина Души (пассивного), ребенок — производное этих двух начал, сознание, тело. Нумерологически Суд связан с картой Жрицы (2), с которой таким же образом связана карта Силы (11). Эта взаимосвязь показывает, что для освобождения или исцеления (Суд) необходимо целеустремленное желание и активное действие (Сила), однако и их недостаточно, если нет небесного приговора, то есть решения в нашу пользу, когда мы выполнили все положенные задания и интуитивно определили нужный для осуществления чуда момент времени (Жрица). Такое толкование верно для колоды Райдера-Уайта, который поставил Силу на 11 место, тогда как традиционно этот аркан идет под номером 8.

Архетип СУДА — высший суд, Страшный суд. Исцеление, освобождение. Чудо перерождения. Подведение итогов. Изменение статуса и ситуации.

Аркан 19: Солнце

Аркан 21: Мир

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]