Гадание и ворожба в Библии и в исторических документах

Артур Дубровский Февраль 28, 2021 16 285 7 Минут(ы) читать

Грешно ли гадание? Вопрос этот будет существовать до тех самых пор, пока на свете будут существовать гадания, а люди проявлять хотя бы зачатки религиозного сознания.

И если в контексте языческих или дхармических культов одно гармонично вписывается в другое, то в христианском мире (а шире ― в мире авраамических религий) между духовной традицией и практикой предсказаний возникает конфликт.

Считается, что христианство запрещает всякие попытки проникнуть в будущее, кроме как через прямое откровение свыше. Так ли это на самом деле?

Насколько однозначен запрет на гадание в авраамических религиях

Хотим или нет, но мы должны принять во внимание, что официально все авраамические религиозные традиции запрещают гадание, как дело в высшей степени богопротивное. Для примера приведём два отрывка из Библии:

«…не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26);«…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это». (Втор. 18:10-12)

Подобных текстов, запрещающих различные виды прорицания, предостаточно как в иудео-христианских, так и в мусульманских священных писаниях.

Тем не менее, будучи тарологом и одновременно теологом, я должен сказать, что проблема эта не так проста, а её решение не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Ниже я представляю свою попытку проанализировать и разрешить её.

В общем и целом мои рассуждения сводятся к четырем пунктам, в которых я предлагаю:

  1. Разобраться, что же такое грех с точки зрения Библии и христианской традиции.
  2. Попытаться сделать выводы на основании пункта 1.
  3. Выяснить, чем в теологической перспективе является предсказание.
  4. Попытаться сделать выводы на основании пунктов 1 и 3.

Но перед этим я хочу уточнить, что рассматриваю проблему в свете христианской религии, поскольку именно она значительное время задавала определяющий вектор европейской и в том числе российской духовной культуры. С другой стороны, хотя и более опосредованно, но все описанные рассуждения, а также выводы из них, относятся ко всем ветвям авраамической традиции, включая иудаизм и ислам.

Как гадать по книгам

Прежде чем приступить к гаданию необходимо определиться с выбором книги, которую вы планируете использовать для гадания. Ведь во многом именно верный выбор книги будет влиять на достоверность гадания. Порой приходится потратить несколько недель, чтобы определиться с наиболее оптимальным выбором. Принято считать, что наилучшей книгой для гадания является Библия. Но порой и эта великая книга может дать ответ, расшифровать который может оказаться вам не под силу.

Если вы собираетесь , то попробуйте сначала использовать одну из этих книг: «Мастер и Маргарита», «Ромео и Джульетта», «Темные аллеи» или «Гордость и предубеждение». Если вы оказались в сложной ситуации и вам требуется совет, то для такого гадания подойдут Библия (Ветхий и Новый Завет), «Мастер и Маргарита» и «Маленький принц». Для того, чтобы проверить сбудутся ли ваши надежды, суждено ли сбыться вашим мечтам попробуйте погадать по книге «Над пропастью во ржи» или по Библии.

Конечно же данные рекомендации не следует воспринимать как неоспоримую истину. В первую очередь следует полагаться на собственный опыт. Мы уверены, что, используя эти гадания на протяжении нескольких недель, каждый сможет определить для себя, какая из книг лучше ему подходит в той или иной ситуации.

Что такое грех с точки зрения христианской традиции

Итак, грех, это славянское слово, которым с греческого языка переводится библейский термин «ἁμαρτία» ― «амартиа», а с иврита «חטא» ― «хет». Все три слова буквально означают одно и то же ― «промах», «непопадание в цель».

Таким образом получается, что в религиозном контексте понятие греха означает ситуацию или поступок, когда некий субъект «не попадает в цель», то есть не является тем, кем он призван являться или ведёт себя не сообразно своей подлинной природе. Другими словами, всякий раз, когда человек идёт вразрез с собственной внутренней сутью, он совершает грех.

Назовем это значение фундаментальным. Оно дополняется церковно-юридическим, которое определяет грех как религиозное преступление, то есть нарушение формального закона ― буквы заповеди или церковного канона. В иврите такое поведение обозначается словом «עבירה» ― «авера», которое буквально означает «выход за черту», то есть выход за рамки дозволенного. Но на русский язык оно также переводится словом «грех».

Итак, выше мы отметили, что существует два возможных понимания греха. Первое ― фундаментальное и второе, которое мы охарактеризовали, как церковно-юридическое. Именно последнее для нас сейчас наиболее интересно. Не углубляясь в теорию, отмечу, что мы имеем две проблемы: во-первых, нам необходимо понять, что говорит Священное Писание само по себе, а во-вторых, выяснить, что утверждает религиозная традиция, основывающаяся на его интерпретации.

Что написано о гадании в Библии

Для начала разберёмся с Писанием. Это не очевидно для всякого читателя, но я должен пояснить, что библейский запрет на гадания обусловлен не «мерзостью» идеи узнавания будущего или обращения к оракулу за руководством как таковой (в Библии есть множество мест, где прорицание с помощью разного рода инструментов имеет положительный религиозный оттенок), а тем, что волшебники, обаятели и гадатели, о которых идёт речь в библейских текстах являлись жрецами и иерофантами чуждых для евреев культов, поклоняющимися не Яхве, а другим богам. Например, проведение детей через огонь являлось частью служения Молоху, и все прочие виды гадания, запрещённые в Библии, носили религиозный характер.

Таким образом, проблема для автора соответствующих библейских отрывков заключалась не в том, что люди гадают или предсказывают будущее, а в том, что они это делают, обращаясь к чуждым иудаизму культам, что расценивалось, как религиозная измена и поклонение чужим богам.

Поэтому, по сути своей, это чисто религиозный запрет, призванный оградить правоверных иудеев от идолослужения, а не от гадания, как такового. Это важное уточнение, которое даёт нам ясное понимание, почему бог Яхве, запретивший своему народу гадания и которому «мерзок» всякий «делающий такое» дал, согласно Библии, своим поклонникам собственную технику прорицания ― камни Урим и Туммим (Исх.28:30).

Урим и Туммим — два камня, которые отвечают на вопрос «Да/Нет»

В свете сказанного выше, можем ли мы утверждать, что Таро попадает под эти запреты?

Таро ― система, которая возникла хотя и не без влияния античной традиции, но глубоко в недрах христианской религиозной парадигмы и основанная на её моральных, догматических и космологических принципах, никак не связанная с чуждыми христианству религиозными практиками?

Очевидно, что мы можем ответить отрицательно в двух случаях ― когда Таро используется в контексте христианской духовной практики или же вовсе индифферентно ко всякой религии в принципе. Другими словами, в тех случаях, когда Таро никак не связано с поклонением или почитанием других богов, помимо христианского, оно никоим образом не подпадает под библейские запреты на прорицание, а, соответственно, не является грехом с точки зрения Библии, как таковой.

Можно ли узнавать волю Божию по Библии?

Можно ли узнавать волю Божию по Библии?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Есть такое старинный обычай, открывать Святую книгу (Евангелие или Библию) в каких-либо затруднительных моментах жизни, чтобы узнать волю Божию.

Как относиться к этому обычаю? Что говорит об этом Церковь?

Давайте узнаем об этом из ответа отца Андрея Рахновского на вопрос одной православной женщины:

— Иногда, под настроение, я открываю Библию на любой странице, и начинаю читать с любого места – мне кажется, что таким образом, Господь подсказывает человеку, что ему делать. Но недавно подруга сказала, что это – грех, потому что я, таким образом, как бы гадаю. Неужели читать Писание с любого места — нельзя?

— Читать Писание можно и нужно, но лучше делать это регулярно и по порядку, а не только под настроение и с любого места, — отвечает протоиерей Андрей. — Думаю, подруга сказала о гадании, потому что вы не просто приступаете к чтению, а вкладываете в это действие особый мистический смысл – вам кажется, что Бог, в этот момент, укажет вам именно то место в Библии, которое ответит на ваш вопрос, поможет решить внутреннюю проблему.

Это заблуждение. Если бы все происходило именно таким образом, то святым отцам не пришлось бы собирать соборы и вести дискуссии о Символе Веры – достаточно было бы наугад открыть Библию и прочитать в ней ответы на все вопросы. Не было бы нужды ни в духовниках, ни в духовных советах: имей под рукой Писание, открывай его где угодно, и найдешь все, что тебе нужно.

Увы, так не происходит. Библия – не оракул, и рассчитывать, что ваше чтение наугад принесет несомненную пользу, особо не приходится. Хотя бывают исключительные случаи, когда Господь вразумляет человека именно таким образом.

У меня много лет назад было состояние глубокого уныния. Я сидел за столом, рядом лежала известная святоотеческая книга – ответы преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Ничего не загадывая, но нуждаясь в духовной поддержке, я открыл ее, и первое, на что упал взгляд, — слова святого Варсонофия, жившего в 6 веке, из его ответа ученику: «Не унывай, Андрей, ибо…». Мое уныние, как рукой сняло! Но больше я такого не делал.

Есть опыт митрополита Антония Сурожского, который, будучи подростком, начал с самого короткого Евангелия – от Марка. Читайте каждый день, хотя бы по одной главе. И если возникнут вопросы – возьмите книгу с толкованиями, это поможет углубить понимание Священного Писания.

Источник

Позиция Церкви насчёт греховности гадания

С другой стороны, христианская церковь имеет свою устоявшуюся традицию интерпретации Писания. И от того факта, что она в своих выводах не совпадает с нашими, никуда не деться. Кроме того, мы можем сколько угодно оспаривать правомерность церковного канона, но нам придётся смириться, что для верующих он имеет юридическую силу.

Это значит, что человек может не соглашаться с ортодоксальной церковной интерпретацией Библии по вопросу предсказаний, но, поскольку позиция Церкви закреплена в теле канонического права, верующий обязан оказывать ей послушание, даже вопреки личным альтернативным взглядам. В противном случае ему придётся нести всю полноту ответственности перед буквой церковных законов, которые в данном случае предельно однозначны: «Предающиеся волшебникам… или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть… подлежат шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков. Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви…» (61 правило 6-го Вселенского собора).

Епитимия — это духовное наказание во искупление грехов исповедавшемуся человеку (например, внеочередной пост или многократное чтение молитв)

При этом важно подчеркнуть, что церковные каноны подразумевают не просто чуждые христианству религиозные практики, как в случае с библейскими запретами, а именно гадание и магию, как таковые, per se.

В такой перспективе, Таро, как предсказательная практика, конечно, попадает под церковно-юридическое определение греха. Пусть даже нам предельно ясны подлинные истоки этих не вполне правомерных запретов в авраамических религиях, одно дело ― теологически осознавать суть проблемы, а другое – вступать в конфликт со сложившейся многовековой традицией, убеждениями единоверцев, в том числе служителей культа и личного духовного наставника, что ставит верующего в щепетильную и, мягко говоря, проблематичную ситуацию.

Гадание по Библии или вопрошание Бога через открывание Библии наугад

Добрый день, пастор Денис. В нашей церкви стали практиковать вопрошание Господа через открытие Библии на случайном стихе. Место Писания, на которое ткнут пальцем, воспринимается ответом от Бога. Это очень напоминает мне практику гадания. Скажите, правильно ли использовать Библию таким образом? Спасибо.

Эту практику я не поддерживаю, и объясню почему.

Могу допустить, что в самом начале христианского пути Господь может проговорить таким образом к верующему, который в немощи своей ищет у Него ответа в случайном открыванием Библии. Это может быть милостью Божьей для уверовавшего, но никак не должно быть обычной практикой для христианина.

Первый из этих случаев – довольно курьезный. Помню, тогда я сидел на диване и слушал музыку. На мне были наушники, а рядом лежала Библия (в тот момент я уже искал Бога, хотя и не был еще христианином). В сердце пришло желание узнать, что думает обо мне Бог. Я закрыл глаза, случайным образом открыл Писание, и ткнул пальцем. Там было написано:

«Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева»

(Пр.26:22).

Я тут же сбросил с себя наушники. Я был в шоке.

— Откуда Бог знает про наушники? Неужели в Библии написано обо всем? Неужели Бог все знает? Он видит наперед.

Сейчас это выглядит смешно и глупо, но тогда я очень впечатлился. Только позже я узнал, что в данном стихе Писания написано совсем не об электронном устройстве для прослушивания аудиозаписи, и что старорусское слово «наушник» на современном языке означает “сплетник”.

Хотя я и впечатлился, и стих был, как говорится «в тему», все же я интерпретировал Писание некорректно. И в этом существенная разница между «тыканием пальцем» и внимательным изучением Библии.

Некоторые считают, что так вопрошать Бога допустимо, т.к. в Библии есть примеры, что Бог использует волю случая, чтобы открыть Свою волю. Примером этого являлась практика бросания жребия.

Екклесиаст же пишет о воле случая: «…не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их»

(Екк.9:11).

Приведенные цитаты на первый взгляд могут убедить, что посредством воли случая Бог желает показывать нам Свою волю. Бывает и так. Но это не тот метод, которым Он направляет нас. Вот почему я так думаю:

1) Практика бросания жребия в основном присутствует в Ветхом Завете. Ее использование в текстах Нового Завета можно обнаружить лишь в период до сошествия Духа Святого (т.е. до Деян.2 главы).

2) После сошествия Духа Святого, согласно Писанию, любой верующий может знать и искать волю Божью. Основными методами в этом является осмысленное послушание написанному Слову Божьему, следование голосу совести, и внутреннему водительству Духом Святым.

Вот что говорит Писание христианам: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»

(Рим.8:14);
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам»
(Иоан.16:13).

3) Примеры бросания жребия не являются основанием для того, чтобы использовать Библию, как гадательную книгу, т.к. это не одно и то же.

4) Обычно в ветхозаветной практике жребием определялся выбор из небольшого числа вариантов, но никак не великого множества. (К примеру, ученики избрали двух, кто подходил под определенные условия – «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия»

(Деян.1:23); или же Аарон жребием выбирал из всего двух козлов – кого для отпущения, а кого в жертву для Господа? (Лев.16:8). В Библии 31240 стихов содержится в 66 книгах, и случайный выбор из этого числа никак не может быть схож с идеей ветхозаветного жребия.

5) Практика открывания Библии наугад не описывается ни в библейской истории, ни в истории ранней церкви.

6) Открывание Библии наугад всегда сопряжено с чтением Священного Писания вне контекста, и порождает риск ошибочного толкования. (Примерно так же, как было у меня с наушниками). Кроме того, в Писании много мест, которые можно толковать, только обладая достаточным объемом богословских знаний. Случайное использование этих мест гарантирует ошибочное их понимание.

Такое толкование не увязывается с другими местами Писания. Вспомните хотя бы ветхозаветное: «Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа»

(Пр.21:31). В следовании за Христом есть некая синергия – участие нашей воли и воли Божьей, а не слепое повиновение воле случая.

Откуда же пошла подобная практика, проследить довольно трудно. Хотя ее и не было в ранней церкви, в истории она все же встречается.

В талмудические времена существовала традиция, что стих, случайно взятый из священных Писаний или озвученный на улице школьником, мог быть воспринят хорошим или дурным предзнаменованием. Наиболее известен пример (он как раз не в пользу гадателей по Библии) из жизни одного еврейского мыслителя по имени Элиша бен-Абуя (получившего прозвище Ахер).

Элиша бен-Абуя жил в 1-2 вв. н.э.. Его взгляды были достаточно одиозны (он стал считать, что миром правят два бога), за что в конечном итоге он прослыл верооступником и еретиком. Его ученик равви Меир, как-то уговаривал его вернуться к единобожию и закону Моисея. Но тот стал останавливать школьников на улице, спрашивая, какой стих они изучали в этот день. Все цитировали стихи, которые означали лишь одно – ему возврата нет. Как мы видим, случайное цитирование Писание принесло Элише бен-Абую больше вреда, чем пользы (Хаг., 15аб; ср. Гит., 58а; Хул., 95б).

Обычай этот удержался у иудеев и в Средние века. До сих пор можно встретить среди иудеев тех, кто называет его «жребий по Библии».

В древнесирийских манускриптах можно найти указания, что такая практика была и среди некоторых христиан в конце 7 века. Есть исследование, где описывается, что Псалмами пользовались для магических целей. (Более подробно об источниках можно прочесть тут: https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Гадание_по_Библии )

Все эти примеры доказывают, что Ваши служители не первые додумались до такого использования Библии, но те, кто в мировой и христианской истории так пользовались Писанием, не могут быть образцом для подражания.

Какие бы ни использовались предметы для гадания (Библия, другие книги, иные ценные для верующих предметы или символы), гадание запрещено!

А если совсем тупиковая ситуация, и Вы ищете ответ в Библии, то вместо случайного выбора стихов Библии, лучше выбрать несколько слов, которые имеют отношение к вашему вопросу. Учитывайте контекст этих слов, посмотрите, применимо ли это к вашей ситуации. Молитесь, чтобы была мудрость от Бога. А если и тогда не будет ясности, как поступать, посоветуйтесь с опытными служителями или специалистами в данном вопросе.

Во всех случаях, такое решение – гораздо лучше случайного открывания Библии!

Иначе, всегда есть риск, что случится, как в старом анекдоте: «Один человек был в тяжелом состоянии и открыл Библию случайно. Его взгляд упал на Мф. 27:5 «. он пошел и удавился»

. Бедняга захлопнул книгу и подумал: «это не может быть правдой». Поэтому, он открыл Библию снова, и его взгляд упал на Лк 10:37:
«. иди и ты поступай так же»
.

Так рождаются лжеучения! Господь да хранит Вас!

Источник

Что такое гадание и как к нему относились в разных культурах

Прежде мы говорили о формальной стороне вопроса. Теперь же поговорим о Таро в связи с фундаментальным значением греха. А для этого сначала выясним, чем по природе своей является практика обращения к оракулу, то есть гадание.

Надо сказать, что в современном мире для нас привычно, что религия стоит в одной стороне, а предсказания ― в другой и что друг к другу они не имеют прямого отношения. Однако так было не всегда. Оракулы родились из недр культовой практики и в исходном своём смысле представляют собой акт сакраментального характера, то есть богослужение и таинство.

Подобное глубоко религиозное измерение гадания отражает латинское слово «divinatia» ― «дивинация», которым обращение к оракулу называли древние римляне. Происходит же это слово от корня «divus», означающее «божественный». Это очень важный момент, который говорит нам, что в былые времена люди в обращении к оракулу видели не просто способ получения информации ― это было в прямом смысле слова вопрошением богов, то есть актом богообщения. Даже противник гаданий Цицерон писал, что если бы дивинация существовала на самом деле, то «это была бы, конечно, великолепная и спасительная вещь», с помощью которой «смертная природа могла бы вплотную приблизиться к божественной» (Цицерон. О дивинации I:1). Подобное отношение к гаданию было характерно не только для римлян, но и для других народов.

Именно поэтому секреты предсказаний не разглашались, а жрецы-прорицатели сохраняли в благочестивой тайне природу своих церемоний. Лишь со временем практика гадания перестала быть прерогативой храмовых служителей и распространилась среди профанного народа, став личным делом каждого, служащим преимущественно утилитарным целям индивида.

Теперь напомню, что как предсказательная система (да и не только, как предсказательная), Таро, в числе прочего, даёт ответы на вопросы, касающиеся тех или иных аспектов жизни человека, то есть, в конечном итоге, решает вопросы его подлинной природы, призвания и внутренней сути, когда самостоятельно он их решить не в состоянии.

В религиозном смысле Таро обеспечивает связь человека с вышестоящими силами – Богом, богами или духами (в зависимости от религиозных взглядов), а потому как раз и является тем самым инструментом, оберегающим личность от внутренней инфляции и позволяющим искать и оставаться верным своей подлинной природе, призванию и внутренней сути, а значит, в духовном смысле, защищающим от греха.

Следовательно, Таро никак не может быть охарактеризовано, как грех в фундаментальном смысле последнего, за исключением случая, когда оно намеренно используется в целях низменных, аморальных, приводящих личность к измене себе и внутренней инфляции.

Самое правдивое гадание онлайн

Библию нередко называют Книгой Судеб, многие верят, что в ней заключен не только многовековой опыт человечества, но и божественная мудрость. Гадание на Библии практикуется на Руси в течение нескольких столетий, а в последнее время этот интересный способ получения ответов на жизненные вопросы перекочевал в интернет.

Теперь чтобы выполнить онлайн гадание по Книге Судеб, не обязательно иметь в своем распоряжении Библию. Нажмите клавишу «гадать», и уже через несколько секунд вы получите предсказание!

Приходилось ли вам гадать на Библии «по старинке»? Для этого нужно загадать интересующий вас вопрос, например, «Выйду ли я замуж в этом году?» или «Будет ли успешным задуманное дело?». Гадающий должен наугад назвать номер страницы и строки, а затем открыть книгу, и прочитать соответствующую цитату.

Разумеется, гадание онлайн на ситуацию выполнить гораздо проще. К тому же далеко не у каждого найдется Библия в семейной библиотеке. Поэтому приглашаем вас воспользоваться нашим онлайн предсказанием. Однако чтобы результат оправдал ваши ожидания, рекомендуем придерживаться следующих несложных правил:

Библию не зря называют Священным писанием. Нецелесообразно использовать это гадание онлайн на вопрос, если речь идет о маловажной бытовой проблеме. Его лучше оставить «на крайний случай», когда нужно принять ответственное решение или прояснить ситуацию, имеющую для вас большое значение.

Наша Книга Судеб не устанавливает ограничений на количество вопросов, которые вы можете задать за один раз. Но мы рекомендуем не превышать лимит в 3-5 запросов. Сконцентрируйтесь на проблемах, которые имеют для вас первостепенное значение. Если вы собираетесь гадать для развлечения, то советуем воспользоваться другими способами, например, гаданием да нет или предсказанием на желание.

И последнее – Библия редко дает прямые ответы на поставленные вопросы, она практически всегда отвечает аллегориями и символами. Поэтому не стесняйтесь задействовать свое воображение, как при истолковании карт Таро.

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]