История Майя — одна из самых невероятных и загадочных, которые существовали на земле. Эта цивилизация породила много открытий и наук, таких как астрономия, математика. Их календарь является более точным, чем григорианский. Он основан на двух календарях: Tzol(лунный) — состоящий из 206 дней и Haab(солнечный) — состоящий из 365 дней, т.е. между лунным и солнечным временем была большая разница. В календаре Майя год был разделен на 13 лунных периодов, каждый из которых состоял из 28 дней. Эти периоды составляли 364 дня, а 365 день являлся днем, когда празднуют праздники и получил название «День, когда не существует времени», т.к. он не соответствовал лунному месяцу. Если сравнивать календарь Майя с григорианским календарем, то этот день выпадает на 25 июля.
Лунным периодам давали названия животных, которые имели большое значение для людей из цивилизации Майя, такие как: ящерица, змея, лиса, черепаха, белка, ягуар, сова, сокол, летучая мышь, павлин, скорпион, олень и обезьяна. Календарь Haab был соединен с календарем Tzol, состоящим в свою очередь из 13 лунных периодов по 28 дней. В совокупности они давали точную характеристику каждому дню цикла из 52 лет. Такие не похожие друг на друга дни делали жизнь загадочной и забавной. И когда на свет появлялся новый человек, ему присваивали те или иные свойства в соответствии с днем, в который он был рожден.
Летучая мышь
(рожденные с 26 июля по 22 августа) Общая характеристика Люди, рожденные под этим знаком — борцы, предприимчивые и сильные характером. Летучая мышь родилась, чтобы стать героем. Прирожденные лидеры, они привлекают внимание всех, кто их окружает. Они притягивают успех. Из них получаются хорошие начальники. Они легко отдают приказы и принимают решения. Импульсивные, их не пугает вызов. Сначала делают, потом думают.
Женщина: женщина летучая мышь — особенная. Она обладает яркой индивидуальностью. Это заметно в ее манере одеваться и вести себя. Она ненавидит быть частью толпы и поэтому старается отличаться от других и это ей удается.
Мужчина: являясь представителями этого знака, любят успех, и способны преуспеть в любой профессии которую выберут. Они вкладывают всю страсть и огонь в то, что делают. Они требовательно относятся и к себе и к другим. Они обожают свою независимость и не отступятся от нее не ради чего в мире. Если летучая мышь почувствует, что его спутница пытается ограничить его в свободе, он неожиданно исчезнет. Его избранница должна быть целеустремленной, работать, учиться, ходить в парикмахерскую, на лекции по восточному искусству и даже разбираться в электричестве. Чтобы влюбить в себя летучую мышь, ее надо держать на расстоянии.
Работа: они успешные политики, правители, управляющие, экономисты, предприниматели и министры.
Любовь: в любви летучая мышь защитница, хранительница очага и глава семьи. Иногда женщина- летучая мышь является и отцом, и матерью одновременно. Но также летучей мыши необходимы моменты уединения, защита независимости; поэтому человек который находится рядом с летучей мышью должен быть таким же — иметь свою личную жизнь и своих друзей. Летучей мыши необходимо восхищаться человеком, который рядом и чувствовать, что он ее достоин, он должен ярко сиять, но при этом не затмевать сияние летучей мыши.
В карьере
Ягуары отличаются стремлением ко всему самому лучшему и в карьере. При этом их интересует не сам процесс работы и не только материальные блага, но и слава, власть и престиж. Для них важно, чтобы профессия позволяла проявить их прекрасный вкус и тягу к красоте, приятным и ярким вещам. Ягуары часто становятся прекрасными артистами, модельерами, бизнес-леди и людьми, которые добавляют красоты в окружающий мир. Именно благодаря их общительности и выраженному эстетическому вкусу они способны свернуть горы в бизнесе, связанном с индустрией красоты, туризма или автомобилей. При этом ягуары умны и могут быть опасными соперниками в бизнесе, действовать ловко, тонко, изящно, но порой и жестоко.
Скорпион
(рожденные с 23 августа по 19 сентября) Общая характеристика Скорпион внушает окружающим уважение и страх. Скрытный и подозрительный по отношению к себе, он ревностно хранит сокровенные мысли от любопытных взоров. Уверенный в себе, он не меняется ни ради чего, ни ради кого. Скорпион либо любит, либо ненавидит. Поэтому, он тщательно анализирует нового знакомого. Он критично относится к людям, которые его окружают, при этом ненавидя резкость. Он предпочитает оставаться незамеченным.
Женщина: завоевать сердце женщины скорпиона не простая задача. Она испытает того, кто претендует на ее руку, и не уступит, пока не будет уверенна, что он заслуживает ее любви. В глубине души она боится быть раненной, поэтому скрывается за щитом; может казаться холодной и даже безразличной, хотя в действительности умирает от любви. В борьбе женщина скорпион беспощадна; очень важно не провоцировать ее, если не хочешь услышать слова, которые будешь помнить всю свою жизнь.
Мужчина: добиться предложения о свадьбе от мужчины скорпиона — настоящий подвиг, и если это удается, то можно быть уверенной в том, что он по-настоящему любит. Скорпион не любит демонстрировать свои чувства на публике, объятия и поцелуи он хранит до тех пор, пока вы не останетесь наедине. Женщина, которая будет рядом с ним, никогда не должна бояться его или показывать превосходство. Он должен чувствовать, что он хозяин положения и у него все под контролем.
Работа: в работе скорпион методичный и практичный. Старательный, способный достичь определенных высот в познаниях, и если ему это не удается из-за финансовых проблем, они становятся самоучками: читают, развиваются и получают знания не хуже, чем в университете. Рожденные под этим знаком, могут заниматься чем угодно, чтобы они не предприняли они сделают это хорошо, эффективно и ответственно. Секретарь, ассистент, адвокат, банковский служащий, регистратор, профессиональный шахматист — являются излюбленными профессиями скорпионов.
Любовь: в любви скорпион предпочитает действие словам. Поэтому он не говорит каждые 5 минут «я тебя люблю», он предпочитает демонстрировать любовь тогда, когда ему это нужно. Скорпион преданный, и требует от своей пары того же. Говорят, что у скорпиона хорошая память, они помнят все хорошее и все плохое, что им сделали. Хорошее он возвращает вдвойне, но и за плохое рано или поздно придется платить. Скорпион никогда не простит измену и будет трудно его в этом переубедить.
Постигая секреты древних
Все ольмекские города располагались в болотистой низменности, примыкающей к Мексиканскому заливу, где не было природного камня. Свои дома ягуарьи индейцы строили из дерева, поэтому их жилища не сохранились. Однако ольмеки каким-то образом переместили с ближайших гор, находившихся от их поселений на расстоянии 125-200 километров, тысячи тонн камня для изготовления стел, скульптур и гигантских голов. В конце XX века учёные решили в рамках международного проекта по изучению секретов древних народов попробовать переместить каменные глыбы так, как это делали ольмеки. Предполагалось, что древние по суше передвигали глыбы с помощью двух секций специальных деревянных настилов, по которым тянули салазки с камнем. Настилы соорудили в форме прямоугольника, в боковых брёвнах сделали выемки, куда поместили бревна потоньше, которые могли в них вращаться. 12-тонный камень с помощью рычагов с трудом водрузили на салазки и канатом стали тащить по вращающимся бревнам настила, поливая их растительным маслом. Когда удавалось продвинуться до конца одной секции, перед ней ставили другую. Хотя глыба была отнюдь не предельного веса, перетаскивали её с большим трудом: то рвался канат, то сползали салазки. При этом расстояние удалось преодолеть минимальное. Потом глыбу попробовали переправить по воде, но под тяжестью камня плот из бамбука, усиленный понтонами из покрытых прорезиненной тканью каноэ, прогнулся, и его так и не удалось оттолкнуть от берега. Большие трудности испытали и при обработке каменными орудиями базальтового монолита, пытаясь придать ему черты знаменитых голов. В итоге учёным пришлось признать, что древние ольмеки их победили…
Олень
(рожденные с 20 сентября по 17 октября)
Общая характеристика Олень самый чувствительный и нежный знак зодиака в Гороскопе Майя. Хрупкий, робкий, обладающий прекрасными душевными качествами. Он очень заботится о своей внешности и всегда безупречен. Поэтому не редко он проводит несколько часов у зеркала перед тем как выйти из дома.
Женщина: женщина-олень очень кокетлива, всегда очень опрятна, с правильным макияжем; вы никогда не увидите ее в бигуди и ночной сорочке. Она умело комбинирует цвета и стили, и вся ее жизнь окружена безукоризненной гармонией.
Мужчина: он относится к тем мужчинам, которые неохотно женятся. Мысли о женитьбе вызывают в нем панику. И не потому, что ему не хватает чувствительности, наоборот, мужчина-олень самый чувствительный знак зодиака. Его голова полна сомнений: подходящая ли она женщина? не ошибается ли он? Есть также еще одна скрытая причина: в глубине души он немного неверный, и ему сложно связать себя с одной единственной. Женитьба для него подобна тюрьме, так как он любит свободу.
Работа: прирожденные артисты. Представителям этого знака — люди искусства — художники, скульпторы, керамисты, поэты, декораторы, дизайнеры моды, фотографы. Они не выносят рутинной работы, поэтому работа в офисе — не для них.
Любовь: в любви олени по-настоящему романтичны. Надеются пережить прекрасную историю любви, как в старых фильмах со счастливым концом. Они с трудом забывают человека, который разбил им сердце. Таков олень, и пытаться его изменить — напрасный труд.
Загадочный культ
О том, что у ольмеков был культ ягуара, свидетельствуют многочисленные археологические находки. На стеле, обнаруженной в Портеро-Нуэво, изображена сцена соития женщины с ягуаром. Именно от связи божественного ягуара со смертной женщиной, согласно легенде, появились люди-ягуары — ольмеки, или ягуарьи индейцы. Каменную мозаику с изображением морды ягуара обнаружили и в Ла-Венте на глубине семи метров. В гробнице правителей ольмеков археологи нашли нефритовые подвески в форме зубов ягуара. В руки учёным попали небольшие нефритовые статуэтки младенцев с чертами негроидной расы — такими же, как у больших голов. Эти черты чётко просматривались и на прекрасной нагрудной подвеске из нефрита. Наконец-то учёные поняли, что эта странность свидетельствовала о стремлении древних мастеров придать изображению человека сходство с ягуаром. В Сан-Лоренсо, ещё одном центре ольмекской культуры, открыли систему проложенных под землёй каналов в виде буквы U. Их главная линия протянулась на 170 метров. Так как город не страдал от недостатка воды и ирригационной системы там не требовалось, такое сооружение из базальтовых блоков вполне могло быть, например, канализацией. В Сан-Лоренсо учёные столкнулись с ещё одной загадкой — низвергнутыми и обезглавленными ольмекскими статуями. У больших каменных голов были изуродованы лица. Как полагают исследователи, здесь произошло тогда восстание рабов. По-видимому, мятежники победили, потому что ольмекам пришлось покинуть свой город и основать новую столицу на Ла-Венте.
Сова
(рожденные с 18 октября по 14 ноября)
Общая характеристика Обладают шестым чувством и способностью предвидеть. Поэтому они слепо доверяют тому, что говорит им сердце. Сова таит в себе дар очаровывать всех, кто ее окружает . Поэтому она становится лучшим другом для многих. Ее способность очаровывать не оставляет безразличными окружающих. Мечтатели, у них очень богатый внутренний мир.
Женщина: женщина-сова знает, что ты чувствуешь и, что ты думаешь, поэтому она считается самым лучшим другом в гороскопе майя и самым лучшим советчиком. Уже в молодости у нее душа мудрой женщины, и ее знания человеческой природы она черпает из земли, солнца и из самой жизни.
Мужчина: с молодости сова достаточна свободна, ей нравится гулять с друзьями и развлекаться. Так как мужчины этого знака любят ночь, а ночь полна соблазнов, они знакомятся со множеством красивых женщин, но среди этого многообразия ему трудно выбрать одну единственную. Мужчина сова женолюб, хорошо если они нагуляются в молодости, и затем став старше, они задумаются о собственной семье.
Работа: совы прирожденные писатели, со своей почти магической фантазией, могут создать рассказ о феях, с замками и драконами, принцами и чудовищами. Они не верят в жертвенность, для них работа должна реализовываться с любовью. Они с детских лет ищут свое призвание. Они неплохо проявляются в области медицины, альтернативной терапии и эзотеризме. Так как они любят животных, из них получаются превосходные ветеринары. Экология — их излюбленная тема, ей они могут заниматься профессионально или стать защитниками природы. Их также очень привлекает астрология.
Любовь: в любви совы часто обжигаются, пока не встретят человека, который их способен понять и полюбить по-настоящему, как они того заслуживают. Сова влюбчива, и влюбляется до тех пор, пока дышит. Обычно они женятся несколько раз, пока наконец, не встретят того, кто их по-настоящему понимает.
Примечания [ править ]
- ↑
Сондерс, Николас Дж. (Июнь 1994 г.). «Хищники культуры: символизм ягуара и мезоамериканские элиты».
Мировая археология
.
26
(1): 104–117. DOI : 10.1080 / 00438243.1994.9980264 . - Паттерсон, Томас С. «Доколумбовые цивилизации» . Британника
. - Келлога, Али. «ПОКЛОНЕНИЕ ЯГУАРУ В ЛАМАНАЙАНДЕ ТЕОТИУАКАНЕ» . Academia
. Институт Котсена. - Стюарт 1998
- Финамор и Хьюстон 2010: 281
Павлин
(рожденные с 15 ноября по 12 декабря)
Общая характеристика У павлина экстравертный характер и огромная харизма. Он всегда хочет быть в центре внимания. И на самом деле ему это удается. Использует множество стратегий чтобы сверкать. В компании он много шутит, и его шутки неизменно вызывают улыбку. В нем присутствует оригинальность и жизнерадостность.
Женщина: она одна из самых кокетливых женщин зодиака. Много заботится о своей внешности и всегда восхитительна. Она может выглядеть экзотично, сумасбродно и может предстать перед вами сдержанной и элегантной. Женщина-павлин одна из многих женщин, которая осмеливается блистать. В ее гардеробе есть коллекция шляпок, для каждого отдельного случая.
Мужчина: Он прирожденный лидер. С детских лет ему понятно, что он лучший. Он интеллигентный и обладает харизмой, два качества, которые приведут его к вершине успеха. Иногда он слишком верит в себя и почивает на лаврах в ожидании, что все само упадет к нему на блюдечке с розовой каемочкой. И если ему удастся избежать соблазна в ожидании чуда и он начнет действовать, то его ждет триумф и огромный успех.
Работа: павлину нравится соперничать, в своей работе он старается отличится и достичь максимум успеха. Он восхитительный актер. В глубине души каждый павлин мечтает о славе, и не важно чему он себя посвятит, ему удастся осуществить свои мечты.
Любовь: чтобы влюбить в себя павлина нужно быть особенным человеком, которым он бесконечно восхищается.
Страшные находки в рыбацкой деревушке
Учёные считают, что многочисленные рисунки и фигурки кастратов, найденные в Ла-Венте — это изображение ольмекских жрецов. Одна из самых любопытных находок — 16 статуэток из серпентина и нефрита, расставленных особым образом. Предполагают, что сценка изображает ольмекское религиозное собрание. Ни у одной из фигурок нет признаков половых органов. Ольмеки поклонялись ягуару, а это животное хищное, и культ его был кровавым. Сначала учёные в одном из захоронений обнаружили 52 глиняные урны с черепами молодых мужчин. Всех погребённых одновременно обезглавили каменными топорами. Кем были казнённые? Пленными, слугами, воинами почившего правителя или молодыми жрецами? Этого никто не знает. О том, что ольмеки устраивали жестокие церемонии, свидетельствуют поразительные находки, сделанные в конце 1980-х годов археологом Понсиано Ар-тиссом и его коллегами. До мексиканского археолога дошли слухи, что жители одного из рыбацких поселений продают на чёрном рынке великолепные ольмекские статуэтки и топоры из жадеита. Отряд археологов под руководством Артисса отправился в эту деревушку. Им показали головы идолов, сделанных из дерева три тысячи лет назад. До этого ещё никто не находил ничего подобного. Дерево обычно не «живёт» так долго, но эти изделия чудесным образом сохранились в глине без доступа кислорода. Вскоре археологи нашли кучку мелких костей. Сначала учёные решили, что это останки мелкой обезьяны, но оказалось, что прах принадлежит… младенцу. Учёным все чаще стали попадаться детские кости. Несчастных малюток явно приносили в жертву деревянным идолам. Было установлено — и это самое страшное, — что некоторые дети были даже не рождёнными, то есть их извлекли из утробы матери! Встречались и скелетики младенцев, у которых были отрублены руки, ноги или головы…
Ящерица
(рожденные с 13 декабря по 9 января)
Общая характеристика Рожденные под этим знаком живут в бесконечном поиске себя. Они хотят знать, куда они движутся, каково их предназначение в жизни. Этот знак обладает переменчивым характером, способностью проживать множество жизней. Он будет менять работу, друзей, любимых. Это происходит из-за его постоянного поиска чего-то нового. Рожденные под этим знаком благородные, добрые и обязательные.
Женщина: она самая настоящая хранительница домашнего очага. Она тщательно ухаживает за домашними животными. Ей всегда известны лучшие предложения супермаркетов, и где купить подешевле. Женщина- ящерица обожает солнце, и летом может проводить часы загорая, цвет ее кожи по-настоящему восхитительный. Ей нравится проводить отпуск у моря, на пляже.
Мужчина: нелегко узнать все о таком мужчине, у тебя всегда будет ощущение, что он что-то оставляет для себя, и это так. Он мужчина — загадка, и очень редко раскрывает свою душу, возможно боясь стать уязвимым. Ему необходимы минуты уединения, чтобы остаться наедине с собой и посвятить себя какому-нибудь хобби или спорту. Важно, чтобы ты уважала эти минуты и не пыталась тревожить его в этот период и тогда он почувствует как ему тебя не хватает.
Работа: ящерицы всегда сражаются со временем, желая чтобы день был длиннее, чтобы успеть все, чего они хотят. К ним приходят грандиозные идеи, когда их сознание чистое, и для этого им нужно много времени, чтобы все обдумать, ничего при этом не делать и смотреть на облака. Из- за этого они приобрели славу ленивцев, но их идеи приносят удачу и успех. Их профессии: ученые, химики, невропатологи, хирурги, дантисты, библиотекари.
Любовь: почти всегда предпочитают оставаться незамеченными и не создавать много шума. Им нравятся люди простые и сдержанные, как и они сами.
Естественные враги ягуара
Хищный оскал, грозный рык – и все спешат убраться с пути ягуара
Среди представителей животного царства у ягуара нет врагов. Он полноправный хозяин джунглей, перед мощью и силой которого трепещут все обитатели американских тропиков. Даже бесстрашные пумы, живущие по соседству с ягуарами, предпочитают держаться подальше от пятнистых хищников. Иногда между огромными кошками все же происходят стычки, ведь ягуары не гнушаются отбирать у пум их законную добычу. И, хотя пумы уступают своим недругам в размерах и мощи, они могут дать достойный отпор ягуару, и после их ожесточенных схваток на шкуре обоих дуэлянтов остаются наглядные шрамы.
Для молодых особей опасность могут представлять кайманы и гигантские анаконды. Взрослые ягуары весьма успешно охотятся на этих рептилий, но юные хищники рискуют быть задушенными в смертельных объятиях удава, или найти свою гибель в челюстях крупного каймана.
Единственным и самым опасным врагом для ягуара является, конечно же, человек. Какими бы сильными и ловкими не были эти кошки, им нечего противопоставить людской жестокости, подкрепленной капканами и огнестрельным оружием. Красивейший мех хищников сделал их объектом охоты для браконьеров или любителей экзотических трофеев. А местные жители беспощадно убивают ягуаров, опасаясь за целостность домашнего скота, хотя этим кошкам хватает добычи в лесах, и они крайне редко делают набеги на фермы.
Людская кровожадность привела к тому, что эти восхитительные животные оказались на грани исчезновения, а в некоторых странах, например, Сальвадоре и Уругвае их полностью истребили. Начиная с 1937 года, ягуары занесены в Международную Красную книгу, охота на них почти полностью под запретом, а зоологи при поддержке любителей дикой природы создают для пятнистых кошек заповедники и национальные парки. Но, несмотря на все меры защиты, находятся люди, жаждущие заполучить ценный экспонат в виде ягуаровой шкуры, нанося непоправимый вред популяции этих хищников, численность которых с каждым годом неуклонно снижается.
Обезьяна
(рожденные с 10 января по 6 февраля)
Общая характеристика Основной характеристикой, которая определяет характер обезьяны является беспокойство. Она не успокоится, пока не достигнет желаемого. Каждый день для нее — это нечто новое, что нужно постичь и изучить. Однако чрезмерная активность иногда является препятствием для обезьяны понять и обдумать, что она делает. Обезьяна очень веселая, ей нравится смеяться над другими и над собой тоже. Так в поисках позитивного, она может столкнуться лицом к лицу с определенными трудностями в своей жизни. Непостоянность в любви замедлит поиск стабильных отношений. Проблемой в формировании серьезных отношений является ее страх перед обязательствами.
Женщина: родилась, чтобы стать актрисой, она жизнерадостна, остроумна и чертовски обаятельна. Она привлекает внимание всех, кто окружает ее, не ставя перед собой подобной цели. Обезьянки кокетливы. всегда очень красивы и выглядят фантастически. Они креативны и изобретательны по отношению к созданию своего очага, поэтому их дом всегда роскошный.
Мужчина: прежде всего мужчина, рожденный под этим знаком — независим, и за свою свободу он сражается когтями и зубами. Это первое условие, и если вы хотите влюбить такого мужчину в себя, пожалуйста, не ограничивайте его в свободе. Мужчины этого знака решительны и очень амбициозны, они берутся за невыполнимые задачи и одерживают триумф. Они ловеласы, любят «по- итальянски», такие мужчины по-настоящему галантны, знают, что хочет услышать женщина и говорят ей это. Если на пути вам встретится представитель этого знака, не упустите его, это будет незабываемый опыт.
Работа: работа для обезьяны — это весь мир. Когда приходит момент выбрать профессию, она предпочтет выбрать тот вид деятельности, который предоставит ей возможности свободного расписания рабочего дня. Им свойственно быть публицистами, комическими актерами, певцами, программистами и т. д.
Любовь: в любви обезьяны не так преданны, как в дружбе. Они хотят быть верными и посвятить себя одному человеку, но… в этом смысле они достаточно непостоянны. Чтобы удержать рядом с собой обезьяну, необходимо постоянно удивлять ее, быть изобретательным и обязательно хранить какую-нибудь тайну.
Сокровища Ла-Венты
В городе ольмеков на Ла-Венте Стирлингу удалось обнаружить великолепный алтарь, четыре гигантские каменные головы, прекрасно сохранившуюся стелу. Всё, что было найдено первой и последующими экспедициями на Ла-Венту, находится теперь в археологическом парке в Вилья-Эрмосе. Ольмекскую пирамиду на Ла-Венте можно считать древнейшей в Америке. Это 32-метровый конус с неправильной геометрической проекцией, напоминающий распустившийся цветок лотоса. Потрясала воображение и странная конструкция из множества базальтовых колонн, около двух тонн весом каждая. Колонны стояли так близко друг к другу, что образовывали вокруг площади непреодолимую каменную изгородь. Войти внутрь этого сооружения можно было только через специальные ворота. Вскрыв насыпь рядом с колоннадой, Стирлинг обнаружил гробницу — своеобразный мавзолей, сооружённый из таких же базальтовых колонн. В ней находились останки трёх мужчин. Здесь же нашли нефритовую статуэтку женщины с длинными волосами, а также сердце, цветок, лягушку и другие небольшие фигурки, вырезанные из прозрачного нефрита. Это захоронение Стирлинг назвал Могилой трёх старцев.
Сокол
(рожденные с 7 февраля по 6 марта)
Общая характеристика Об этом знаке можно сказать: «господин удача». С детских лет он обладает яркой индивидуальностью и сильным характером. А амбиции появляются уже в юности. И когда он вырастает, он отдает себе отчет в том, что его главной целью в жизни является профессиональный триумф. Всеми средствами пытается быть первым, и не сдается, пока не достигнет этого. Его сообразительный ум и хорошая память помогают ему в обучении. И не удивительно когда он оканчивает успешно университет.
Женщина: женщина сокол — особенная женщина, и хочет видеть рядом с собой такого же особенного мужчину. Чтобы привлечь ее внимание, нужно быть образованным человеком, с которым можно поговорить о литературе, путешествиях, политике и экономике.
Мужчина: ему хорошо одному, и чтобы изменить его положении, необходимо, чтобы он встретил того, с кем ему будет лучше. Чтобы очаровать мужчину сокола, нужно стать магом и превратить его жизнь в чудо. Очень сложно понять чего он хочет, потому что его желания непостоянны. Как правило он выбирает красивых женщин, так как является поклонником искусства во всех его проявлениях, и для него женское тело — одно из прекраснейших созданий Бога. Но помимо этого, обладательница прекрасного тела, должна быть интересной собеседницей (используя мало слов сказать о многом), и если ей нечего сказать, предпочесть промолчать.
Работа: профессии, которые подходят представителям этого знака: адвокаты, судьи, нотариусы, статистики, дипломаты. Также они любят летать, поэтому среди них много летчиков или стюардесс.
Любовь: сокол влюбляется один раз и на всю жизнь, его первая большая любовь навсегда остается в его сердце. Он может попробовать второй или третий брак, но первую любовь он навсегда сохранит в глубине души.
Женщина Ягуар
Женщина знака Ягуар — красавица, любимица общества. Согласно, любовному гороскопу ей суждена счастливая судьба. Обладает внутренней силой, магическими способностями, поэтом легко завоевывает сердца мужчин. Представительницу этого дня обходят стороной беды и горести, во всех делах сопутствует удача. Но обратной стороной ее везения является хрупкое здоровье. К сожалению, часто болеет, тяжело переносит даже легкую простуду. Поэтому тщательно следит за состоянием своего здоровья, старается больше заниматься спортом.
Ягуар
(рожденные с 7 марта по 3 апреля)
Общая характеристика Страстные натуры и борцы, ягуары прилагают максимум усилий, чтобы достичь желаемого. Поэтому они не прекращают поиск способа достичь желаемого. Безоговорочные друзья, они будут с тобой рядом, пока тебе это необходимо. Независимые и очень неохотно женятся. Про них говорят, что у них девять жизней, как у кошек. Существует два типа ягуара: эксцентричные и обычные. Иногда они сочетают в себе два типа. Первым нравятся праздники, а вторым экзотические машины, одежда шестидесятых.
Женщина: описать женщину ягуара — невыполнимая задача. Она может изменится в любое мгновение, пошел дождь или засветила солнце, она и такая и другая одновременно. Существует противоречие между тем, какая она есть и тем, какой хочет быть. Она прежде всего независима, дикая львица, которая обожает свою свободу. Но в свою очередь она отчаянно ищет мужчину, который способен ее удержать. Она чувствует себя беззащитной и одинокой в этом огромном мире, и ей нужен кто-то, кто умеет подать ей пальто зимней ночью. Но когда мужчина приближается, чтобы утешить ее, она рычит как хищница и ее претенденты становятся напуганными до смерти.
Мужчина: он имеет славу неукротимого. Если хочешь завоевать мужчину этого знака не демонстрируй ему чрезмерный интерес. Хорошо заставить его думать, что он завоевывает тебя. Им нравится думать, что они короли вселенной, поэтому они предпочитают завоевывать свою добычу. Когда мужчина ягуар положит на кого-то или на что- то глаз, он начинает медленно двигаться как кот, приближается тихо и незаметно к своей добыче, и когда он выследит ее, он готов атаковать и наносит удар на поражение. Когда у него есть спутница, необходимо, чтобы ему было с ней интересно и нескучно.
Работа: в работе, как и во всем остальном, им необходимо соперничество. Они не рождены для чего-то незначительного. Их предпочтительные профессии: импресарио, изобретатель, рок звезда, журналист, писатель, боксер…
Любовь: в любви если рожденный под этим знаком кого-то выберет, можно быть уверенным, он его завоюет, используя все свои трюки и расставляя ловушки. Ты будешь спрашивать себя, как ему удалось прельстить тебя, не являясь твоим идеалом. Однако будешь продолжать любить и нетерпеливо ожидать его звонков. Ягуар — исключительный любовник, который знает секреты каждого уголка человеческого тела.
Мужчина Ягуар
По гороскопу Майя мужчина знака Ягуар — лидер во всех сферах жизни. Не сомневается в собственном превосходстве, считает вполне уместным раздавать ценные указания. Готов принять чужую точку зрения, но в очень редких случаях, когда приведенные доводы невозможно опровергнуть. Самоуверенность и самонадеянность — качества, не отталкивающие, а наоборот привлекающие к нему женщин. Уверенны, сильный мужчина — достойный партнер для брака, правда, слишком увлекающийся, необходимо постоянно придумывать способы, чтобы удержать его внимание.
Лиса
(рожденные с 4 апреля по 1 мая )
Общая характеристика Любовь — движущая сила в их жизни. Благородные по природе, они обладают врожденной способностью служить людям. Поэтому многие из них становятся врачами. Плохо то, что они постоянно забывают о себе, о своих желаниях… Однако, каждый добрый поступок возвращается к ним вдвойне. Жизнь одаривает их улыбкой. Они хорошо понимают людей, чувствуют чужую боль как свою. Верные традициям, представители этого знака предпочитают жениться, иметь постоянную работу и вместе с тем достаточно средств, чтобы обеспечить своих детей.
Женщина: для женщины этого знака, хотя намерения ее благородны, методы в их достижении не всегда безгрешны. Для нее цель оправдывает средства. Она непредсказуема, с легкостью адаптируется к любой жизненной ситуации, хотя более комфортно чувствует себя в местах спокойных и менее претенциозных.
Мужчина: в молодости он бунтарь, и ему трудно смирится с правилами, установленными другими. Он восстает против несправедливости и всегда борется за свои права и за права других людей. Обладает романтическим видением жизни, культивирует благородные идеалы.
Работа: рожденные под этим знаком — трудолюбивы. Им необходимо направлять свою энергию по пути, который поможет развить склонность к общественной деятельности: медицина, социология, членство в муниципалитете — все, что позволит быть в контакте с людьми и помогать другим.
Любовь: они защитники, их манера любить — заботиться о любимом, быть внимательным к нему. Они никогда не забывают о дне рождении или знаменательной дате. Лисички обладают очень спокойным характером, очень редко сердятся, предпочитая пройтись на свежем воздухе и успокоиться. Но будьте острожными, так как их терпение не бесконечно. И все же они не могут сердиться долго, и очень быстро вновь становятся нежными и заботливыми.
Откуда они родом?
И всё-таки, где же родина этого загадочного народа? После того, как калифорнийский профессор Хейзер, пролетая на самолёте над Мексикой, с удивлением обнаружил поразительное сходство пирамиды ольмеков с тустласскими вулканами, возникло предположение, что первоначально ольмеки жили у подножия этих вулканов. Вероятно, извержение могло уничтожить их поселения и заставило перебраться подальше от гор в заболоченную местность, где ольмеки в память о родине и соорудили свою пирамиду.
Журнал: Тайны 20-го века №35, сентябрь 2010 года Рубрика: Исчезнувшие цивилизации Автор: Фёдор Перфилов
Метки: Тайны 20 века, цивилизация, Америка, голова, племя, Центральная Америка, ягуар, ольмеки
- Назад
- Вперед
Змея
(рожденные с 2 мая по 29 мая)
Общая характеристика У змеи плохая слава в гороскопе Майя, так как очень часто все, что ее окружает — достойно зависти. Рожденным под этим знаком нравится роскошь, комфорт, элегантность и утонченность. Их безупречный вкус в одежде и воспитанность делают их центром внимания. Они борцы и прирожденные труженики. Благодаря этому, они высоко подымаются по социальной лестнице. Однако они честные соперники, и вы вряд ли увидите, как они подставляют подножку своему компаньону. Жаль того, кто встанет у них на пути или бросит им вызов. Они выпустят свои когти и зубы и будут защищаться. В глубине змея очень романтична, и ее способность так отчаянно защищаться объясняется ее чувствительностью. Если тебе удастся дотронуться до ее сердца, ты получишь друга на всю жизнь.
Женщина: женщина-змея роскошна и чувствительна. У нее душа королевы, и если она не родилась в денежной семье, найдет мужа, который сможет оплатить все ее требования. Такая женщина родилась не для того, чтобы гладить платки и менять пеленки, и если она это делает, значит у нее нет достаточных средств. Некоторые представительницы этого знака становятся отличными предпринимателям, соперничают с мужчинами и достигают превосходства. Женщина змея добиваться желаемого своими средствами, используя свой блистательный ум. Но если ей не удается достигнуть желаемого по хорошему, тогда она заострит свои коготочки и сделает все, что сможет и бедный тот, кто встретится на ее пути.
Мужчина: он родился, чтобы одерживать триумф. Женщина, которая рядом с ним, должна понимать, что для него на первом месте стоят дела. Он знает язык денег, как их делать и приумножить. В своих желаниях он достигнет триумфа.
Работа: у них сердце поэта, их стихи великолепны. Так как любят хорошую жизнь и деньги, то любят и зарабатывать. Их профессии: банкиры, киносценаристы, публицисты, киноактеры, управляющие галереями искусств или художники.
Любовь: они уверенны в себе, в своей профессии, но в любви все наоборот, им нужна ласка, нежность и преданность. Любовь — это воздух, который позволяет им понять, что они живы. Деньги, славу, власть — все они готовы отдать за настоящую любовь. Необходимо иметь чувство такта, чтобы не ранить змею, так как она атакует неожиданно и у нее есть способность убить и умереть ради любви.
Цивилизация каменных голов
К настоящему времени найдено уже семнадцать голов — предполагаемых скульптурных портретов ольмекских правителей. Самая большая их них весит около 30 тонн, её высота — два с половиной метра. Все головы, на первый взгляд, похожи друг на друга, но если присмотреться, то окажется, что у каждой из них — индивидуальные черты. Первую голову в середине XIX века обнаружили на краю тропического леса рядом с деревушкой Уэйапан. Через несколько лет скульптуру увидел мексиканский музейный работник Хосе Мельгар и сообщил об этом в бюллетене Мексиканского географического и статистического общества. Мельгар, отметив негроидные черты головы, выдвинул гипотезу об африканском происхождении доколумбовых обитателей побережья Мексиканского залива. Научный мир отнёсся к этому предположению скептически, и о находке просто-напросто забыли… Лишь через сто лет вашингтонский учёный Мэтью Стирлинг обратил внимание на странные маунды (насыпи) у подножия вулканов Лос-Тустлас и организовал туда экспедицию. Начав раскопки, уже в первую неделю он наткнулся на три великолепные стелы. На одной из них был изображён человек-ягуар и имелась дата, которую расшифровали как 31 год до н.э. Стела стала считаться тогда самым древним датированным памятником Америки. В конце 1940 года было обнаружено более 25 больших каменных монументов, в том числе и ещё одна огромная голова. Стирлинг продолжал искать доказательства существования в Америке ещё не известной науке древней цивилизации. Его очень заинтересовало сообщение, что на мексиканском островке Ла-Вента среди болот находятся какие-то древние каменные памятники.
Белка
(рожденные с 30 майя по 26 июня)
Общая характеристика Рожденные под знаком белки — по природе болтливы . Это люди, которым сложно хранить секреты и которые из слухов делают реальность. Им нравится иметь много друзей. В их записной книжке нескончаемый список номеров телефона, они часами висят на телефонной трубке. Непостоянны, способны менять свое мнение несколько раз в день. Это вводит в замешательство тех, кто их окружает. Они активны и неугомонны, их главная склонность — долгий разговор. Однако, одной из великолепных способностей является способность делать одновременно несколько дел.
Женщина: прежде всего, ей нравится быть женщиной. Это самый женственный знак зодиака в гороскопе Майя. Она королева в доме, и так как является яркой представительницей женского рода, она женщина «оркестр», которая успевает все: отвезти детей в школу, отвести собаку к ветеринару, отправить костюм в химчистку, прочитать корреспонденцию, не забыть поздравить друзей с днем рождения и т. д. Если у нее спросить, как она все это делает, она не сможет вам ответить. Просто пока другие думают, она делает.
Мужчина: он изобретательный и находчивый. Хотя мужчина этого знака восхищается успешными людьми, он спрашивает себя зачем столько жертв не ради чего. Его не ослепляет ни фальшивое золото, ни роскошь и блеск которые управляют людьми. Он не верит всему тому, что предлагает телевидение. Для него жизнь проста и он не любит ее усложнять. В его понимании работать необходимо, чтобы жить, но он не гонится за морковкой привязанной к носу. Он также не тратит время, чтобы критиковать и осуждать других, так как живет и дает жить другим.
Работа: им необходимо выбирать профессию, которая связана с общением: журналист, диктор, продавец одежды, косметики и т. д. В действительности белка может продать все, что угодно. Она запутает тебя своим разговором, развлечет тебя, заставит тебя смеяться, плакать, и в конце концов продаст то, что ей захочется.
Любовь: в любви белки обладают магнетизмом, они притягивают как магнит. Им приятны любые знаки внимания со стороны любимого. Букетик цветов, плитка шоколада, стихи о любви — не оставят их равнодушными.
Характер Тростника
Человек, рожденный под знаком Тростника, не привык останавливаться на достигнутом. Такие понятия, как «хватит» или «хорошего понемногу» – не для него, и зачастую слово «лучше» для него означает «больше». Природа определила так, что главным для него является сама идея роста и увеличения всего, за что бы он не взялся
Одна из главных черт, которая отличает человека Тростника, – это его чрезвычайное упорство в достижении цели. Для него не существует преград, он готов идти вперед, даже если для этого ему придется противостоять всему миру. На этой дороге тернии его не пугают. Как трава в своем безудержном росте способна пробиться через мощный асфальт и бетон, также и человек Тростника привык добиваться своего, невзирая на трудности.
Таким качествам можно только позавидовать. Благодаря своему терпению и пробивным способностям Тростник может сделать прекрасную карьеру практически в любых областях, но для этого ему, как никому другому, необходимо с самого начала выбрать для себя правильный путь. Дело в том, что однажды избрав какое-то направление, этот человек не склонен отступать и потому, если направление было выбрано неверно, он рискует потратить свою жизнь на бесплодные попытки, что называется, пробить лбом непробиваемую стену. Ведь также рьяно, как он стремится к поставленной цели, он может упорствовать и в собственных ошибках.
При всем этом нельзя сказать, что Тростнику совсем не свойственно такое качество, как гибкость. Наоборот, он может быть очень изобретательным, находя неожиданные пути и лазейки там, где другие их даже не замечают. Нередко эти люди отличаются очень гибким, даже изворотливым умом. Последовательность же и постоянство Тростника проявляется в том, что все это происходит в рамках одного общего направления, которое он избрал и от которого не намерен отклоняться.
Ягуар: тёмная сторона ацтекской власти
Антропологи считают особенно полезным анализировать связи людей с животными, в т.ч. значения, приписываемые им, и способы их классификации (Mullin 1999:207, Foucault 1970, Ritvo 1991, Haraway 1991, Geertz 1994). В частности Леви-Стросс считал, что животные служили «концептуальной поддержкой социальной дифференциации» (1963:101). В своём исследовании кошачьего символизма, Сондерс (1994a, 1994b, 1994c, 1998, 2001), в свою очередь, заявил, что изучение этой темы предлагает перспективы понимания «имеющей глубокие корни, панамериканской, фундаментальной шаманской концепции политической власти» (1998:43). В дополнение к этому Сондерс проанализировал ацтекского бога Тескатлипоку, чтобы выявить свидетельства в поддержку ягуарьей метафоры ацтекской царской власти. Ничего нового в этих аргументациях нет[1]. Я продемонстрирую, однако, что сила ягуара не является представлением царской власти в целом, а лишь самого её тёмного аспекта в ацтекской двойственной концепции вселенной.
Если животных из семейства кошачьих можно считать серьезным объединяющим фактором в доколумбовых культурах, то лишь ягуар (Panthera onca) и пума (Felis concolor, известный также как кугуар или горный лев) занимали умы индейских художников и религиозных мыслителей. Одной из фундаментальных черт царской власти в Центральной и Южной Америке считается ягуаро-шаманский религиозный комплекс[2]. Это архаичный шаманский субстрат, пронизавший всю Америку, как это отметил Фёрст (1972:67, 42), предположив его азиатское происхождение, когда метафорические кластеры птицы, тигра и змеи в Месоамерике превратились в орла, ягуара и змею. С другой стороны, центральный в ацтекском военном культе в Теночтитлане ягуаро-орлиный комплекс был зарождён у тольтеков, а сам Тескатлипока считается тольтеко-чичимекским элементом и поэтому, вероятно, имеет северное происхождение (Caso 1953, Tozzer 1957:129-35).
Вкратце, в основе науатльской теологии, которую последними развивали ацтеки, лежит принцип дуализма: неразрывно связанная черта двойственности, двуполого характера многих божеств, и борьбы противоположностей, дополняющих пар (или двойников) божественных существ (Léon-Portilla 1990 [1959])[3]. Вселенная также была выстроена вокруг противоположных/дополняющих пар; женского/мужского, холодного/тёплого, нижнего/верхнего, ягуара/орла, числа 9 (9 уровней подземного мира)/ числа 13 (13 уровней верхнего мира), подземного мира/небес, ночи/дня, сухого сезона/дождливого и т.д. Тескатлипоку можно понять лишь в рамках дуализма: он создал первое и самое тёмное из пяти солнц, называемое Науи Оселотль или «4 Ягуар», которое было уничтожено ягуарами (Léon-Portilla 1990 [1959], Durand 2004). Тескатлипока – бог волшебников, участников прелюбодеяний и убийц, акробатов, шутников и кукловодов, покровитель рабов и воинских школ для простолюдин, которые назывались тельпочкалли (Caso 1953)[4]. Он символизирует собой ночное небо (дневное небо и юг представлен племенным богом ацтеков — Уицилопочтли[5]), земное солнце с лунными чертам. Красивый, молодой, хромой, левша Тескатлипока связан с сексуальной невоздержанностью, в т.ч. гомосексуальностью[6], грехом и наказанием, покаянием и жертвоприношением, судьбой и обманом (Léon-Portilla 1990 [1959]). Его дымящее зеркало больше скрывает, нежели предъявляет[7]; он создатель-демиург, трикстер и бог раздора. В то же время, он покровитель принцев и в качестве Один Акатль восседает на банкетах; его иероглифом является жертвенный нож (Caso 1953, Léon-Portilla 1990 [1959])[8]. Ягуарий трон – метафора ацтекской власти (Benson 1997), правда обычно она встречается в фразе «орлиный и ягуарий трон» (Davies 1973:152).
Кроме того, ацтекские верования о ягуаре можно суммировать по версии Кублера (1972) следующим образом: во-первых, это образ Чёрного Тескатлипоки[9] – покровителя севера, пронзённого копьём планеты Венеры (Кецалькоатля в образе бога рассвета) во второй фазе своего оборота. Он правил ночью из своего северного жилища при помощи ягуара (Большой Медведицы); он управлял космической площадкой для игры в мяч, где боги играли в игру, на кону которой стояла судьба человечества. Он зажигал факелы (Пояс Ориона), приносящие тепло в домашние очаги в конце каждого 52-летнего цикла, он «запаял» хвост гремучей змеи (Плеяды), чтобы та приходила в полночь, а фестиваль в его честь проводился в день зимнего солнцестояния (Aveni 2001). Во-вторых, он был связан с храбрыми воинами (орденом ягуаров, который представляли коварные, искусные, хитрые бойцы), в ритуальных песнопениях, поэзии и кодексах упоминаемые обычно вместе с воинами орлами (Léon-Portilla 1990 [1959]). В-третьих, это пожиратель солнца во время затмений, поскольку представляет ночь и землю (Aveni 2001, Caso 1953). В-четвёртых, являясь образом Тласольтеотль, лунной богини 14-го дня. Она была одной из 4-х жён Тескатлипоки и важной богиней для асоциальных типов – проституток, прелюбодеев и содомитов. Её имя обычно переводится, как Божество грязи, однако есть и другой перевод – Божественная грязь или же Божественные экскременты. Она «съедала» духовный мусор, выслушивала все признания и очищала от грязи (Klein 1993). В-пятых, как ягуарья форма (нагуаль) Тепейоллотли, бога пещер и правителя запада и заката, небесного региона, где умершие при родах матери сопровождали солнце (Graulich 1981)[10]. Нагуаль Тескатлипоки (животные-двойники) – это ягуар Тепейоллотли (Сердце гор), койот (canis latrans) Уэуэкойотль (Старый койот, существовал также и орден койотов), индейка или Драгоценная птица (Уэй Шолотль, Великий шолотль, божество собака), и зловещий призрак Йоальтепуцтли (Ночной топор), чья грудь и живот были открытыми и кто совершал проверку обладал ли человек храбростью (Klein 1993). В-шестых, ацтеки отделили тольтекский культ Тескатлипоки-ягуара от Кецалькоатля, выступавшего пернатым змеем. Особо Тескатлипоку почитали в Тескоко, в интеллектуальной столице ацтеков (Caso 1953).
Дуализм был главной идеей не только в ацтекском пантеоне, но и в государстве, которым являлся Тройственный союз мешиков Теночтитлана, акольуа Тескоко и тепанеков Тлакопана. В хрониках говорится, что тлатоани («оратор» или «говорящий», например, Моктесума II представлял Уицилопочтли, воина солнца) не принимал решений без совета сиуакоатля, Женщины-Змеи, и ни одно решение не считалось правомерным без согласия Женщины-Змеи (Davies 1973, Olguin 2004). Должность сиуакоатля всегда занимал мужчина, что, вероятно, отражало концепцию ацтекской вселенной, которая была создана из женского и мужского начала. Тот факт, что сиуакоатль был женским именем (оно также было именем земной богини, покровительствующей деторождению и плодородию, одной из четырёх жён Тескатлипоки), указывает на вероятное олицетворение женского начала[11]. Таким образом, тлатоани представлял собой «внешнюю», мужскую созидательную силу, а сиуакоатль – «внутреннюю», женскую созидательную силу.
У Сондерса (1994a, 1994b, 1994c) не очень хорошо получается объяснить почему вулканический обсидиан и сердце вулканов ассоциируется с Тескатлипокой и с его нагуалем – ягуаром. В то же время, связь между пещерами, обсидианом и магматическим огнём даёт нам ключ к пониманию реального значения как животной метафоры, так и представления в науатле о власти. Обсидиан замораживает огонь, который становится «холодным» или «старым» огнём: действительно, слово ицтли на науатле входит в состав слова Ицлаколиуки (Изогнутый обсидиановый нож), имя бога холода и льда, одного из аспектов Тескатлипоки, выступающего владыкой севера и Полярной звезды[12]. В пространственном отношении обсидиан был представлен пещерами-утробами, а во временном – первым солнцем, уничтоженным ягуарами (Caso 1953, Léon-Portilla 1977, 1990 [1959], Matos Moctezuna 2003, Durand 2004). Таким образом, ягуар представлял не только хтонические и ночные аспекты женского созидательного начала, но и связь с предками посредством «старого», «заледенелого» вулканического огня, обсидиана. В самом деле, оба, и бог, и ягуар связаны с созданием огня для домашних очагов и зажжением Нового огня после 52-летнего цикла. Так они связаны с началом. С династической точки зрения этот аспект соединяет царскую линию даже вновь пришедших, например, ацтеков, с давним прошлым первого сотворения; также прагматично подчёркивалось, что воинской храбрости и жреческой мудрости недостаточно для сохранения власти. В мире дуализма ацтеков существовал конфликт между двумя силами – дневной и ночной, сформированной из хитрости, предательства и волшебства, шаманских «чёрных дел». Ягуар больше принадлежал к хтонической сиуакоатль, «женской», шаманской стороне ацтекской царской власти, нежели к солнечному тлатоани, и разумно думающих тламатиниме, «мудрецов», пишущих кодексы. Сексуальная и моральная неопределённость и минимальность – это своеобразная торговая марка шаманов во всех Америках (и всего мира. Eliade 1962). Таким же неопределённым является и ягуар: в Южной Америке он в ряде случаев являет женское начало, а в других – мужское. И его можно определять по мужской линии или по женской (Turner in Coe 1972:14-15). Он может символизировать собой «образец совершенства», но также и «опасность»: верхняя часть тела ягуара и сами жёлтые кошки являются мужскими основателями сообщества, а ягуарьи когти и чёрные ягуары считались негативными, женскими угрозами сообществу (Roe 1998). Ягуар – это владыка «внутреннего» огня: внутри гор и земли, а также огня, на котором готовят пищу (Lévi-Strauss 1964, 1966). Эти кошки являют собой выражение жизненной энергии природы (особенно мужской энергии, которая может легко стать деструктивным элементом), которую шаманы должны приручить, чтобы стать агентом социального контроля (Gossen 1975, Reichel-Dormatoff 1972, Knab 1995).
У ацтеков данное противостояние – природы и культуры, необработанного и готового (Lévi-Strauss 1964, 1966), контролируется дуалистическими, противоположными силами, которые дали рождение Оллин Тонатиу, Солнцу движения или Пятому солнцу. Ацтекский ягуар имеет связь с моральным, социальным и космическим беспорядком, грехом и смертью, а также с необузданной, первоначальной, двуполой созидательной силой. Он и хтонический, и лунный, и небесное созвездие, распоряжающееся опасным периодом года. По пессимистическому ацтекскому мировоззрению, однако, в конце всё равно наступит хаос и космическое равновесие текущего Пятого солнца будет нарушено разрушительными аспектами Тескатлипоки. Рёв его нагуаля ягуара из глубины земли вызовет ужасные землетрясения и разрушит их мир.
Ссылки
Aveni, A. F. 2001. Skywatchers: A Revised and Updated Version of Skywatchers of Ancient Báez-Jorge, F. 1998. Entre los naguales y los santos. Xalapa, Mexico: Universidad Veracruzana.
Benson, E. (ed.) 1972. The Cult of the Feline. A Conference in Pre-Columbian Iconography. October 31st and November 1st, 1970. Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collections.
Benson, E. 1997. Birds and Beasts of Ancient Latin America. Gainsville: University of Florida. Press.
Benson, P. E. and Coe, M. 1972. Preface. In E. Benson (ed.) The Cult of the Feline. A Conference in Pre-Columbian Iconography. October 31st and November 1st, 1970. Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collections. Trustees for Harvard University.
Brinton, D. G. 1894. Nagualism. A Study in Native American Folklore and History. Philadelphia: MacCalla & Co.
Buchler, I. 1980. Nagualism: AStructural Sketch of Tales from a Mexican Village. Anthropology 4:1-14.
Caso, A. 1953. El pueblo del Sol. Mexico City: Fondo de Cultura Economica
Coe, M. 1972. Olmec Jaguars and Olmec Kings. Discussion. In Benson, E. (ed.) The Cult of the Feline. A Conference in Pre-Columbian Iconography. October 31st and November 1st, 1970. Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collections.
Davies, N. 1973. The Aztecs. London: Macmillan. Durand, G. O. 2004. L’universo sacro degli Aztechi. In I tesori degli aztechi. Milano: Electa.
Eliade, M. 1962. Mephistopheles et l’androgyne. Paris : Gallimard.
Foster, G. 1982. Nagualism in Mexico and Guatemala. Acta Americana 2 (1944): 85-103.
Foucault, M. 1970. The Order of the Things: An Archaeology of the Human Sciences. New York: Random House.
Geertz, C. 1994. Deep Play: Notes on the Balinese Cockfight. In A. Dundes (ed.) The Cockfight: a Casebook. Madison: University of Wisconsin Press.
Gossen, G. H. 1975. Animal Souls and Human Destiny in Chamula.” Man 10:448-461.
Gossen, G. H. 1994. From Olmecs to Zapatistas: A Once and Future History of Souls. American Anthropologist 96:553-570.
Graulich, M. 1981. The Metaphor of the Day in Ancient Mexican Myth and Ritual. Current Anthropology 22:45-60.
Haraway, D. J. 1991. Symians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. New York: Routledge.
Kaplan, L.N. 1956. Tonal and Nagual in Coastal Oaxaca, Mexico. The Journal of American Folklore 69:363-274.
Kein, C. F. 1997. Teocuitlatl, “Divine excrement”: The Significance of “Holy Shit” in Ancient Mexico. In M. S: Werner (ed.) Encyclopedia of Mexico: History, Society & Culture. Vol. 2. Chicago: Fitzroy Dearborn.
Knab, T. J. 1995. AWar of Witches: A Journey into the Underworld of the Contemporary Aztecs. New York: HarperCollins.
Kubler, G. 1972. Jaguars in the Valley of Mexico. In Benson, E. (ed.) The Cult of the Feline. A Conference in Pre-Columbian Iconography. October 31st and November 1st, 1970. Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collections.
Léon-Portilla, M. 1990 [1959 La Filosofia Nahuatl] Aztec Thought and Culture : A Study of the Ancient Nahuatl Mind. Norman: University of Oklahoma Press.
Léon-Portilla, M. 1977. Los Antiguos Mexicanos através de sus cronicas y cantares. Mexico City: Fondo de Cultura Economica.
Lévi-Strauss, C. 1964. Le cru et le cuit. Paris : Plon .
Lévi-Strauss, C. 1966. Du miel aux cendres. Paris : Plon. .
Lévi-Strauss, C. 1969 [1963]. Totemism. London : Pelican.
Matos Moctezuma, E. 2003. Aztec History and Cosmovision. In D. Carrasco and E. Matos Moctezuma (eds.) Moctezuma’s Mexico. Visions of the Aztec World. Boulder: University of Colorado Press. Mexico, University of Texas Press, Austin. 7
Mullin, M. 1999. Mirrors and Windows: Sociocultural Studies of Human-Animal Relationship. Annual Review of Anthropology 28:201-224.
Musgrave-Portilla, L. M. The Nahualli or Transforming Wizard in Pre- and Postconquest Mesoamerica. Journal of Latin American Lore 8:3-62.
Olguin, F. S. 2004. L’impero azteco. In I tesori degli aztechi. Milano: Electa.
Paz, J. 1995. The Vicissitude of the Alter Ego Animal in Mesoamerica: An Ethnohistorical Reconstruction of Tonalism. Anthropos 90:445-465.
Pitt-Rivers, J. 1970. Spiritual Power in Central America: The Naguals of Chiapas. In Witchcraft Confessions and Accusations. M. T. Douglas (ed.). London: Tavistock Publications.
Reichel-Dormatoff, G. 1972. The Feline Motif in Prehistoric San Augustìn Sculpture. In Benson, E. (ed.) . The Cult of the Feline. A Conference in Pre-Columbian Iconography. October 31st and November 1st, 1970. Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collections.
Ritvo, H. 1991. The Animal Connection. In J.J. Sheenan and M. Sosna (eds.) The Boundaries of Humanity. Berkeley: University of California Press.
Roe, P. 1983. The Cosmic Zygote: Cosmology in the Amazonian Basin. New Brunswick: Rutgers University Press.
Saler, B. 1964. Nagual, Witch, and Sorcerer in a Quiché Village. Ethnology 3:305-328.
Sandstrom, Alan R. Corn is Our Blood: Culture and Ethnic Identity in a Contemporary Aztec Indian Village. Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1991.
Saunders, N. J. (ed.)1998. Icons of Power: Feline Symbolism in the Americas. London: Routledge.
Saunders, N. J. 1994a. Predators of Culture: Jaguar Symbolism and Mesoamerican Elites. World Archaeology 26:104-117.
Saunders, N. J. 1994b. A Dark Light: Reflections on Obsidian in Mesoamerica. World Archaeology 33:220-236.
Saunders, N. J. 1994c. Tezcatlipoca: Jaguar Metaphors and the Aztec Mirror of Nature. In R. Willis (ed.) Signifying Animnals: Human Meaning in The Natural World. London: Unwin Hyman.
Séjourné, L. 1957. Burning Water. Thought and Religion in Ancient Mexico. London: Thames and Hudson.
Soustelle, J. 1940. La Pensée Cosmologique des anciens mexicains. Paris : Hermann et Cie.
Tozzer, A.M. 1957. Chichen Itza and Its Cenote of Sacrifice; a Comparative Study of Contemporaneous Maya and Toltec. Cambridge: Memoirs of the Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology, Vols. 11-12.
Tranfo, L. 1979. Tono y Nagual. In I. Signorini (ed.) Los Huaves de San Mateo del Mar.. Mexico, D.F.: Instituto Nacional Indigenista.
Villa Rojas, A. 1947. Kinship and Nagualism in a Tzeltal Community, Southeastern Mexico. American Anthropologist 49:578-587.
Источник: SANDRA BUSATTA. The Jaguar: The Aztecs’ Dark Side of Power. Antrocom 2007 — Vol 3- n. 1 -5-7
[1] Смущает меня в статьях Сондерса (1994a, 1994b, 2001), во-первых, то, что он даже не упоминает предыдущие обсуждения по тематике, например, примечательную Конференцию по культу кошачьих (1970); во-вторых, то, что он сравнивает ацтекского бога Тескатлипоку с этнографическими амазонскими культурами и просто игнорирует неплохо изученный месоамериканский нагуализм (см., например, Brinton 1894, Foster 1944, Villa Rojas 1947, Kaplan 1956, Saler 1964, Pitt-Rivers 1970, Tranfo 1979, Buchler 1980, Musgrave-Portilla 1982, Sandstrom 1991, Paz, 1995, Baez-Jorge 1998, Gossen 1975, 1994, Knab 1995, Klein 2002.), очевидно уходящий корнями в доколумбовые религиозные концепции. Кроме того, для того, чтобы продемонстрировать шаманские основы ацтекской власти, Сондерс (1994a, 1994c) описывает лишь те аспекты Тескатлипоки, которые соответствуют его модели, но, поступая таким образом, он лишь усугубляет и без того шаткое понимание религии науа в целом и ацтекской теологии в частности (см., например, Soustelle 1940, Léon-Portilla 1990 [1959], 1993, Caso 1953, Séjourné 1956, Graulich 1981, Klein 1997, Matos Moctezuma 2003, Durand 2004). Науа – это группа индейских народов Мексики. Их принадлежащий к юто-ацтекской языковой семье язык называется науатлем, у него множество диалектов. Очень часто, когда используют термин науатль, то подразумевают классический науатль, административный язык Ацтекской империи. По сути, все говорящие на науатле народы долины Мехико были ацтеками, а доминирующей культурой в районе было племя мешика, называемые теночками.
[2] См., например, дискуссию Фёрста и Ко (в Coe 1972:16) или Рейчел-Долматофф (1972:54-62).
[3] Высшее божество, Ометеотль, Два Божества, живёт на 13 небе, самом высоком, в Омейокане, Два Места или Места двойственности. Он(а) разделен(а) на два божества – Ометекутли, Два бог или Господин двойственности и Омесиуатль, Два богиня или Госпожа двойственности. Миктлан, последний, 9-й уровень подземного мира, было обиталищем пары Божеств смерти (Léon-Portilla 1990[1959]).
[4] Кецалькоатль, Пернатый змей, был богом военной школы для знати, кальмекак, и жрецов.
[5] Синий колибри левой стороны, верховное божество ацтеков, которые именовались так по названию мифической страны Ацтлан, расположенной где-то на севере, откуда они прибыли. Он вёл свой избранный народ на юг, будучи богом войны и богом дня, покровителем ордена воинов-орлов, который дополнял орден воинов-ягуаров. Другое название ацтеков – мешика, происходит от ещё одного из имён этого бога, Мешитли (Matos Mosctezuma 2003).
[6] Ацтеки были строги и чрезвычайно нетерпимыми к гомосексуализму. Топор был напоминанием их судьбы; в этом аспекте Тескатлипоку называли «презренным содомитом» (Klein 1993).
[7] Фактически было даже два зеркала, как отмечено в кодексах. Одно находилось на лбу, а другое было вместо ноги, которую он потерял, когда вместе с Кецалькоатлем расчленял Земного монстра. Его обсидиановую статую разрисовывали с порошком, имеющим металлический отблеск, это называлось тескапоктли или «отражающий дым». Астрономически в южных широтах это означало, что одна из звёзд Большой Медведицы оставалась за горизонтом, т.е. «исчезала» (Caso 1953).
[8] Жертвенный нож был сделан из кремня или обсидиана (ланцеты для самопожертвований и пускания крови в основном были из обсидиана): а если так, то он Ицлаколиуки, Изогнутый обсидиановый нож, бог холода и льда. Он также Несауальпилли, Постящийся аристократ, и Йаотль, Враг (Caso 1953, Léon-Portilla 1990[1959]).
[9] У Господина и Госпожи двойственности было 4 сына, которым они вверили создание других богов, мира и человечества. Вот их сыновья: Красный Тескатлипока или Шипе-Тотек, Наш господин ободранный, он был связан с востоком; Чёрный Тескатлипока, которого чаще именуют просто Тескатлипокой, он был связан с севером; Кецалькоатль, бог ветра и планеты Венеры, также именуемый Белым Тескатлипокой, он был связан с западом, и Уицилопочтли, ацтекский племенной бог войны, называемый Синим Тескатлипокой, он был связан с югом. Шипе-Тотека позаимствовали у южных народов и вместе с Кецалькоатлем они, вероятно, заменили первоначальные аспекты пары богов-творцов. Во многих рассказах о сотворении у науа, возможно происходящих от тольтеков, соперничающими братьями/создателями являлись Кецалькоатль и (Чёрный) Тескатлипока (Léon-Portilla 1990 [1959]).
[10] Для древних мексиканцев, как и для некоторых современных майя, солнце восходит в небе до полудня, а затем возвращается на восток. Т.е. после полудня мы наблюдаем лишь отражение солнца в чёрном (обсидиановом) зеркале, т.е. «лунное», обманчивое солнце. Утро – это Дом солнца, где героически умершие в бою или на жертвенном одре воины сопровождают солнце до полудня. После полудня «героические» умершие при родах женщины (ребёнок считался своеобразным «пленником») перенимали эстафету у воинов и сопровождали солнце далее до его исчезновения на западе (Graulich 1981:45).
[11] Сколько по времени длилось такое разделение власти остаётся неясным, поскольку известен лишь один человек, который обладал реальной властью, будучи Сиуакоатлем. Этим человеком был Тлакаэлель (1398-1496), который 80 с лишним лет обладал властью над по крайней мере тремя тлатоани. Тлакаэлель был вдохновителем военно-религиозной реформы, которая сделала Уицилопочтли и Тлалока высшими божествами, что нашло отражение в главном храме Теночтитлана, центре вселенной, места соприкосновения небесного, подземного и нашего миров (Durand 2004).
[12] Кодекс Борджиа, лист 21. Леон-Портилья (1977-49:52) утверждает, что Красный Тескатлипока был Большой Медведицей, а Чёрный Тескатлипока – Малой Медведицей.