Интересный тест
7. Все испытания и трудности, происходящие сейчас, — это временное явление. Держите марку и не упускайте из виду свою цель.
8. Чтобы обстоятельства сложились удачно, вам необходимо добавить силы и смекалки, тем самым убрав то, что противостоит вашим планам.
9. Для того, чтобы достигнуть желаемого, вам необходимо запастись терпением. В вашем случае крайне неуместно делать что-то второпях.
© Joaquín Corbalán
10. Единственное, на что вы можете рассчитывать, — это на плоды своих усилий, потому что полученная со стороны помощь в итоге может оказаться медвежьей услугой.
11. Совсем скоро вы выиграете. Скорее всего, это окажется сюрпризом для вас, так как произойдет совсем не тогда, когда вы ожидаете.
12. Будьте очень осторожны. Вы по невнимательности легко можете переоценить свои возможности и силы.
13. Наблюдаются нервные перегрузки и упадок сил. Исполнение ваших мечтаний откладывается на какое-то время.
Михаил Булгаков был игрушкой тёмных сил?
При жизни книги писателя издавались редко, зато в наше время роман «Мастер и Маргарита» стал культовым и даже вошел в школьную программу.
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
При жизни книги писателя издавались редко, зато в наше время роман «Мастер и Маргарита» стал культовым и даже вошел в школьную программу. Завершил его мастер незадолго до ухода из жизни…
Журналист Саша НОВАК и художник Валентин ДРУЖИНИН помогли нам увидеть самые яркие эпизоды жизни творца.
Морфий. Таинственная история излечения
МАРТ, 1917 г.
Булгаков работает земским врачом в маленьком селе. К наркотику он пристрастился после заражения дифтеритом. В абстиненции имел привычку гонять жену по селу с револьвером.
Она вспоминала: «Чтобы достать морфий, он ездил куда-то. Это все заметили. И он понял: здесь оставаться нельзя, надо сматываться. А тут как раз в Вязьме врач требовался, и его перевели туда».
СЕНТЯБРЬ, 1917 г.
Переезд в Вязьму. Болезнь прогрессирует. Жена рассказывала: «Как только проснулись — «иди, ищи аптеку». Я пошла, нашла, приношу ему. Кончилось это — опять надо. Очень быстро он его использовал (Миша кололся дважды в день). Ну, печать у него есть — «иди в другую аптеку, ищи». И вот я в Вязьме там искала, где-то на краю города еще аптека какая-то. Чуть ли не три часа ходила. А он прямо на улице стоит меня ждет». Во время ломок Булгаков становился агрессивным, угрожал жене, как-то швырнул в нее горящий примус.
ФЕВРАЛЬ, 1918 г.
Переезд в Киев. Жена вспоминала: «Пробовала раз вместо морфия принести дистиллированную воду, так он этот шприц швырнул в меня. Браунинг я у него украла, когда он спал. Потом сказала: «Больше в аптеку не пойду. Они записали твой адрес». А он страшно боялся, что придут и заберут у него печать».
Но случилось необъяснимое. Наркоман, дошедший до смертельных доз, в результате вмешательства неведомых сил, которые будто бы ждали от него неких свершений, вдруг избавился от зависимости. Врач-наркоман остался в прошлом, на свет появился писатель.
Случай с подобным исцелением уникален: опиатная зависимость — одна из самых тяжелых.
Кремль. Иосиф Сталин играл с писателем, как кошка с мышью
К 1930 году книги Булгакова перестали издавать. Были запрещены к постановке пьесы «Бег» и «Зойкина квартира». Спектакль «Дни Турбиных» вышвырнули из репертуара. Писатель остался без средств к существованию. 28 марта 1930 года он написал письмо правительству СССР. Обращаясь «к гуманности советской власти», он просил отпустить его на свободу (то есть за границу), поскольку не может «быть полезен у себя в отечестве». Копию письма передали Сталину.
АПРЕЛЬ, 1930 г.
Булгаков прилег поспать днем, когда в квартире затрещал телефон.
— Может, правда, пустить вас за границу? — раздался в трубке голос с характерным грузинским акцентом. — Мы вам очень надоели?
Михаил Афанасьевич растерялся:
— Я много думал, может ли русский писатель жить вне родины… И мне кажется, не может.
После исторического звонка Булгакова приняли на работу во МХАТ и даже поставили там «Дни Турбиных».
1931 г.
Благополучие оказалось временным. Пьесы ставили и тут же снимали с репертуара. Булгаков несколько раз писал вождю, но тот оставался недоступен. Хотя восхищался пьесой «Дни Турбиных» и даже смотрел ее 15 раз. Писатель то снова просил разрешить ему уехать, то просил вождя стать «первым читателем».
1939 г.
К 60-летнему юбилею вождя Булгаков пишет пьесу «Батум» — о юности Сталина. Вместе с женой и коллегами литератор уже выехал в Грузию для работы над спектаклем, но 15 августа их догнала телеграмма-молния: главный герой «Батума» запретил пьесу о самом себе.
1939 — 1940 гг.
Отношения со Сталиным были настолько изнурительны для гения, что у него резко сдало здоровье. Он стал слепнуть, обострилась болезнь почек. Булгаков снова подсел на морфий, чтобы унять боль. Он диктует жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». Декабрь 1939-го Булгаков провел в отдельном номере кремлевского санатория «Барвиха».
За последние полгода жизни он успел разработать сценарий пьесы «Ласточкино гнездо» — снова о кремлевском горце.
10 марта 1940 г.
Михаил Афанасьевич скончался.
Кстати
* Опыт морфиниста автор описал в рассказе «Морфий».
* Иван Бездомный, герой «Мастера и Маргариты», в эпилоге становится морфинистом. После укола наркотика он видит как наяву все то, что рассказывается о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
Когда Михаил Афанасьевич еще жил в Киеве, ему погадала цыганка. Она предсказала, что он женится трижды. Всех своих жен БУЛГАКОВ предупреждал о пророчестве и радовался, видя, как оно сбывается.
Татьяна Лаппа (1892 — 1982 гг.)
Булгаков обвенчался с первой женой в 1913 году. Еще до брака Татьяна забеременела и сделала аборт, потратив на это деньги, которые отец прислал на свадебный наряд.
Второй аборт, как рассказывала Лаппа, муж сделал ей собственноручно.
Из книги
Юрия Воробьевского «Неизвестный Булгаков»:
«Однажды она с тихой радостью сказала: «Миша, у нас будет чудесный ребеночек!» Муж помолчал немного, а потом ответил: «В четверг я проведу операцию». Тася плакала, уговаривала, боролась. А Миша все твердил: «Я знаю, какие дети бывают у морфинистов». Таких операций Булгакову делать не доводилось. Прежде, чем натянуть резиновые перчатки, он долго листал медицинский справочник. Операция длилась долго. Тася поняла: что-то пошло не так. «Детей теперь у меня никогда не будет», — тупо подумала она; слез не было, желания жить тоже. Когда все было кончено, Тася услышала характерный звук надламывания ампулы, а затем Миша молча лег на диван и захрапел».
Не этим ли жертвоприношением будущий писатель «обручился» с темными силами?
С женой, которая пережила с ним нищету и безвестность, делила тяготы военного времени и ужасы наркомании, Булгаков переехал в Москву. Скоро стал открыто изменять ей, говорил: «Если встретишь меня на улице с дамой, сделай вид, что я тебя не знаю».
А однажды огорошил:
— Пусть Люба живет с нами.- Как это? В одной комнате? — изумилась жена.- Но ей же негде жить! — запальчиво ответил Булгаков.
Любовь Белозерская (1895 — 1987 гг.)
Образованная, веселая, она знала несколько языков и обожала шумные вечеринки. Однажды Булгаков не выдержал: «Люба, я же работаю!» — «Ничего, — ответила супруга, — ты не
Достоевский!»Из книги Елены Арсеньевой «Банга-Любанга»:«Варенька Булгакова приехала на Рождество 1925 года в Москву и остановилась, конечно, у брата. С круглыми глазами Варенька рассказывала потом родственникам, что молодожены большую часть суток проводили в кровати, раздетые, хлопая друг друга пониже спины и приговаривая:- Чья это жопочка?Иногда Михаил говорил сестре с тяжким вздохом:- Люба — это мой крест».
Елена Булгакова (Шиловская) (1893 — 1970 гг.)
Когда Михаил и Елена решили пожениться, повторилась ситуация с первой женой.- А Люба будет жить с нами! — сообщил Булгаков оторопевшей невесте.Елена Сергеевна, видимо, стала прообразом Маргариты. Она полностью посвятила себя работе мужа, а после смерти сохранила его архив и добилась публикации главного романа мужа.В 1940 г. она установила на могиле супруга камень «Голгофа», который прежде лежал на могиле
Гоголя.Умирая, Булгаков посоветовал жене завести после его смерти роман с писателем Александром Фадеевым. Та последовала совету. В 41-м, когда в Москве шла паническая эвакуация, Фадеев отдал ей и детям свое купе. Сам остался, после его вывезли самолетом.
«Третья жена — от дьявола» (Русская пословица)
Главная книга
Роман «Мастер и Маргарита» настолько многогранен, что до сих пор нет единого мнения, чем является книга — поклонением бесовщине или проповедью христианской любви. Возможно, нескромное обаяние Воланда получилось столь неотразимым вопреки воле автора. Ведь Булгаков отнюдь не был богоборцем.
В 1925 году он пишет: «Ходил в редакцию «Безбожника». Тираж 70 000 и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь, выходит, приходит; маленькая сцена, какие-то занавесы, декорации… На столе, на сцене, лежит какая-то священная книга, возможно, Библия, над ней склонились какие-то две головы. Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно… Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».
Булгаков понимал, что при жизни не увидит свой роман изданным. После смерти Сталина была образована комиссия по булгаковскому наследию во главе с Константином Симоновым. Вдова писателя уговаривала Константина Михайловича прочесть хоть пару глав «Мастера…», но безуспешно. Однажды Елена Сергеевна узнала, что Симонов едет на отдых в Венгрию.
— Я рассчитала, — рассказывала она, — что наш человек, находящийся за границей, на третий-четвертый день начинает тосковать по русскому печатному слову, которое там трудно достать. Я пришла к нему домой, он как раз собирал вещи, и подсунула ему тайком в чемодан рукопись «Мастера». Потом вернулась к себе и стала ждать звонка. Я ошиблась только в сроках. Прошло не четыре дня, а чуть больше недели. Ночью зазвонил телефон. Первые минуты я не могла разобрать ни одного слова, только всхлипы: «Это… невероятно…».
Благодаря Симонову роман был опубликован в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном варианте.
РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ
Булгаков иногда искал в своей судьбе параллели с судьбой Гоголя. Он бросил в огонь черновик будущего романа «Мастер и Маргарита», подобно тому, как Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», и заставил своего Мастера сжечь роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
Однако Гоголь не стал восстанавливать роман. Он видел свою сверхзадачу в том, чтобы показать людям путь к Христу, и понимал, что не сможет осуществить великий замысел.
Булгаков же, словно опекаемый тайными силами, как утверждал исследователь оккультизма Ю. Воробьевский, в августе 1933-го пишет Вересаеву: «В меня словно вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю».
EG.RU
Михаил Булгаков
Тест по книге предсказаний
14. Не переживайте, все придет тогда, когда нужно. Занимайтесь обычными, повседневными делами.
© Carlos Castilla
15. Пока нет никакого смысла браться за реализацию планов. Сейчас с вами непонимание близких людей, вынужденное одиночество и полное отсутствие единомышленников.
16. Сейчас самое время для спонтанных действий. Делайте все, что приходит к вам в голову.
17. Погрузитесь в себя и подумайте хорошенько: вам на самом деле это нужно?
18. Вы рискуете остаться в тупике. Подождите немного, совсем скоро придет попутный ветер.
19. Исключительно от вас зависит будет ли восхождение на новый жизненный этап. Жизнь вам дарит шанс, ваша задача – не упустить его.
Восхождение
«Белая гвардия» была опубликована в Советском Союзе только частично. Для Булгакова это было страшным ударом. Он всю душу вложил в эту книгу. Он ждал, что роман позволит ему освободится от постылой журналистской доли и превратит в настоящего писателя. Не случилось.
Но роман прочел один из режиссеров Московского художественного театра и предложил Михаилу Афанасьевичу написать по нему пьесу. Это было просто попадание в яблочко, потому что Булгаков по природе своего таланта больше человек театра. И он написал пьесу, которая была принята к постановке, хотя никаких шансов увидеть свет у нее не было: изображать людей, симпатизирующих белому движению, врагов революции, представителей старого мира настолько обаятельными, человечными, полными любви, тепла, нежности было в Советском Союзе немыслимо. Пьеса не могла пройти советскую цензуру. Это было бы чудо. И чудо свершилось— она ее прошла. И пьеса пошла.
Первое издание
Булгакову было 35 лет, жить ему оставалось 15. До этого он был в общем-то никому не известен: то ли журналист, то ли фельетонист— так, не пойми кто. И вдруг стал известен всей стране — публика ломилась на его «Дни Турбиных». Он потом подсчитал: на его пьесу было 298 отрицательных рецензий и только 3 нейтральных. Но пьеса шла, и успех влек за собой успех. Театр Вахтангова поставил «Зойкину квартиру», а Камерный театр начал репетиции «Багрового острова». Булгаков превратился в успешного драматурга.
Мы привыкли ставить знак равенства между ним и героем его последнего романа — Мастером. Но в Мастере Булгаков писал явно альтернативу себе. На самом деле он знал и славу, и успех, и счастье.
Необычный тест
20. Сейчас для вас важны гармония с миром и в отношениях с людьми. Дарите людям добро, и вы получите его в ответ.
© DAPA Images
21. У жизни совсем другие планы, непохожие на ваши. Она их перечеркнет и подарит вам совсем другие возможности и интересы.
22. Справьтесь со своим эгоизмом, не замыкайтесь исключительно на себе. Для вас важно сотрудничать, вам стоит стать терпимее и дипломатичнее.
23. Все идет так, как вы хотели. Польза от этого и вам, и вашим близким людям.
24. Идеи, которые пока существуют только в вашем воображении, совсем скоро получат шанс реализоваться.
Общий принцип гадания
Исполнитель загадывает два числа, которые сразу пришли в голову. Первое из них отвечает за страницу, а второе указывает на нужную строчку. Отчет строк проводится вверху или внизу страницы (по желанию исполнителя).
ЧИТАТЬ Гадание «Сотня» на цифрах: способы, толкование значений, советы
Далее нужно задать интересующий вопрос. Делать это следует вслух, сконцентрировавшись на предсказании. Ответом на вопрос считается страница и строчка, открытые в соответствии с ранее загаданными числами.
При анализе текста следует учитывать наличие в нем природных явлений. Они способны отчетливее интерпретировать полученное знамение:
- при описании ураганов и мрачного неба следует ожидать негативного события;
- солнечная погода и дождь считаются предвестниками удачи;
- естественные водоемы, например, речка или озеро, символизируют приближение заветной цели, а при любовном вопросе — идиллию в отношениях.
Иногда строчки вызывают противоречивые чувства, не имея четкой формулировки. Выход из ситуации заключается в повторном гадании. Исполнитель не повторяет изначальный вопрос, а спрашивает значение выпавшего предсказания.
Жизненный тест
29. Для того, чтобы добиться успеха, вам необходимо наладить регулярные контакты с другими людьми. Если старые связи перестали работать, вам необходимо заводить новые. Научитесь строить крепкие дружественные и деловые связи.
30. Вам необходимо научиться тактично обращаться с людьми, и тогда успех к вам придет довольно быстро, вам останется лишь не упустить его.
© grapix
31. Сейчас самый подходящий момент для того, чтобы реализовывать самые трудные задачи.
32. Вам нужно очень срочно перестраивать свою жизнь и искать выход из кризиса. С течением времени все тревоги останутся позади.
33. Сейчас у вас период застоя, потому что не верите ни себе, ни окружающим.
34. Ваши желания невероятно далеки от осуществления, положение ухудшается. Вам нужно потратить намного больше усилий, чем вы предполагали изначально.
35. В вас сейчас довольно много противоречий. Если вы будете идти к цели чересчур рьяно, то у вас есть большой риск потерять то, к чему вы пришли ранее.
© pavlovakhrushev
36. Ваш успех и продвижение вызывают зависть. Но дальше сплетен дело не двинется.
37. Вам необходимо срочно взять под контроль все свои расходы, в противном случае вы будете сожалеть о потраченных впустую деньгах.
38. У вас есть желание. Для того, чтобы оно осуществилось, требуется инициатива, самостоятельность и предприимчивость.
Чужой человек
Булгаков родился 3 мая 1891 года в семье профессора Киевской духовной академии. Ему исполнилось 16 лет, когда умер отец. После этого многое изменилось: у Михаила были очень сложные отношения с матерью, и отход его от Церкви случился во многом потому, что конфликтуя с ней, он стал конфликтовать и с ее системой ценностей.
Закончив гимназию, он поступил на медицинский факультет Киевского университета. А потом началась Первая мировая война, и он попал сначала на фронт, а потом в тыл, в Смоленскую губернию — земским доктором. И это был, пожалуй, один из самых трагичных и напряженных периодов его жизни. Ему трудно жилось в русской деревне, отношения с крестьянами не складывались, к тому же пристрастился к морфию, и то, что потом он сумел от этого излечиться — безусловно, чудо.
Революция была для Булгакова явлением однозначно катастрофическим. Он не любил революцию, хотя лично ему она как раз принесла благо: освободила от необходимости работать земским врачом. Он вернулся в Киев, в невероятно милую атмосферу большого культурного русского города, в котором его окружали близкие люди. Но власть в городе менялась: на смену националистам приходили большевики, на смену большевикам — белые. А профессия врача в военное время чрезвычайно опасна — всякая власть хочет его мобилизовать.
В земской больнице, 1892
В конце концов Булгакова и мобилизовали. Белые. Вместе с ними он отступал до Владикавказа, и если бы это зависело от него, никогда бы не остался в советской России. Но когда белая армия под ударами красных оставляла Владикавказ, Булгаков подцепил тиф и свалился в бреду. А когда пришел в себя, власть уже переменилась.
И он твердо решил, что не будет больше врачом. Ему было почти 30 лет.
Он приехал в Москву, где его никто не ждал, где у него не было ни квартиры, ни работы, ни одежды для холодных московских зим. Это было отчаянное, тяжелейшее время, когда он со всей силой вгрызался в советскую жизнь: «как собака шерстью оброс мандатами» — устроился журналистом сначала в одну газету, потом в другую, потом оказался в «Гудке», в созвездии молодых советских писателей, рожденных революцией и новым временем.
Булгаков был среди них белой вороной. Ему не нравилась эта работа. Он делал ее из-под палки. Днем. А ночью писал роман, который впоследствии получит название «Белая гвардия» — «Капитанскую дочку» XX века. Это была попытка художественно осмыслить русскую смуту. И она ему удалась.
Хороший тест
39. В ближайшее время ожидайте важных новостей.
40. Реализация ваших планов прямо пропорциональна затраченным силам и времени.
© Yuganov Konstantin
41. Попробуйте найти обходные пути, чтобы не торопить естественный ход событий.
42. Вы находитесь в периоде неопределенности. Вам стоит наметить конкретный план действий и следовать ему.
43. Перед вами соблазн потратить большую сумму денег. Доверьтесь себе, а не чужим доводам и советам.
44. В ближайшее время не ждите никаких волнений. Сейчас все ясно, все планы и дела исполнимы.
Как научиться гадать на Книге ведьм?
Это самое незатейливое и простое гадание из всех, которое может провести каждый. Несмотря на простоту применения, подобный способ в состоянии ответить на вопросы с высокой четкостью. Они могут быть короткими, но с большой содержательностью. Сосредоточьтесь на одном вопросе и откройте любую страницу.
- Онлайн гадания — пасьянсы на вопрос, любовь и отношения
Можно подумать, что Книга ведьм имеет негативные нотки, так как из статей и фильмов, известно, что ведьмы являлись силами зла, а не добра. Это не совсем так. Слово «ведьма» произошло от слова «ведать». Так называли людей, которые знали чуточку больше чем другие. Их заветы передавались из поколения в поколение в Книге ведьм, поэтому сегодня можно обратиться к их работам, и найти ответы на волнующие вопросы.
Книга предсказаний
49. Доверяйте жизни, позвольте себе плыть по течению, тогда река обязательно принесет вас туда, куда нужно.
50. То, что сейчас у вас вызывает опасение и неуверенность или в ближайшем будущем вызовет, обязательно в дальнейшем станет для вас благом.
© Netfalls
51. Все будет развиваться довольно стремительно и неожиданно для вас. События могут застать вас врасплох.
52. У вас в данный момент несколько искажено восприятие действительности. Сегодня вы не видите скрытую сторону происходящего.
53. В вашей жизни наступила полоса приятных неожиданностей, они вас будут преследовать одна за другой.
54. Скоро в вашу жизнь войдет новый человек или новые люди, которые будут преданными коллегами или друзьями.
55. Готовьтесь к стечению счастливых случайностей и к росту финансового благосостояния.
56. Ваше трудолюбие и ваши способности будут оценены. Перед вами стоит возможность карьерного роста, поощрения и выгодного сотрудничества.
© photobac / Getty Images Pro
Сизиф
Новая работа Булгакову чрезвычайно нравилась. Она давала ему достаток, уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Никто особенно не критиковал, никто не гнобил. Спокойная, безмятежная полоса жизни? Нет, на самом деле все было совсем не так. Булгаков по натуре был человеком конфликтным, сложным, да и психика его была сильно надломлена. До разговора со Сталиным он жил по принципу: не верь, не бойся, не проси. Но разговор разрушил эту его автономию и посеял иллюзию, что у него есть верховный покровитель.
Очень скоро у него начались конфликты со Станиславским и Немировичем-Данченко. Понятно, что Булгаков по своей природе не мог быть ни ассистентом режиссера, ни вторым режиссером. Он мог бы быть главным режиссером в своем собственном театре, как Мольер. Но Булгакову судьба такого шанса не дала.
Позднее все это будет описано в «Театральном романе»: он работал во МХАТе и мечтал пережить тот театральный успех, который пережил в середине 1920-х. Он был отравлен этим успехом. Он любил театральную славу, любил свое имя на афишах. И если бы в театре все складывалось хорошо, он, может быть, вообще не стал бы возвращаться к прозе.
Станиславский и Немирович-Данченко
И он продолжал писать пьесы — но никто их не ставил. Их даже цензура не запрещала. Но если в 1920-е театры разбирали булгаковские пьесы, как горячие пирожки, то в 1930-е все испугались. На Булгакове лежала печать отверженности, с ним было опасно иметь дело. Но он был упрям, он хотел сломать эту стену. В конце концов к постановке были приняты три его пьесы — «Александр Пушкин», «Иван Васильевич» и самая важная для Булгакова— «Мольер» (авторское название «Кабала святош» театр забраковал). Эту пьесу Московский художественный театр репетировал четыре года. Булгаков вконец измучился. Он очень ждал премьеры. И в феврале 1936 года она состоялась.
А 9 марта в газете «Правда» вышла редакционная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание». И после нее театр пьесу снял. И театр Вахтангова испугался ставить «Александра Пушкина», а Театр сатиры — «Ивана Васильевича». Повторилась ситуация 1929 года: Сизиф толкал, толкал свой камень, но он все равно покатился вниз.
Точный тест
57. У вас столько хлопот и забот, что ни на что другое не остается времени.
58. Внутри вас настоящий хаос, который является причиной помех в начинаниях и делах.
59. Старые противоречия могут вырваться наружу, вам следует проявить самообладание и выдержку.
60. Из-за своего легкомыслия и неуверенности вы можете упустить отличный шанс.
61. Исполнение желания напрямую зависит от вашей самодисциплины. Очень важно составить конкретный план действий и следовать ему.
62. Попробуйте взглянуть на свою жизнь со стороны. С помощью такого подхода вы сможете обрести новый взгляд на некоторые важные вещи.
© Scopio
63. Чтобы изменить мир, нужно начать с себя. Измените себя, и вы по-новому посмотрите на жизнь.
64. Вы будете чересчур зависимы от намерений других людей, особенно тех, у кого есть власть.
Крах
Однако нельзя сказать, что все у Булгакова в середине 1920-х годов складывалось гладко. Была опубликована повесть «Роковые яйца». Но «Собачье сердце» цензура не пропустила. В 1926-м на квартире Булгакова УГПУ провело обыск, отобрали дневник и рукописи. Позже его вызвали на Лубянку и устроили довольно жесткий допрос, выясняя политические взгляды. Отвечал он прямо, честно, ничего не скрывая, говорил, что не любит революцию, что во время гражданской войны был на стороне белых, что на эти исторические события смотрел с ужасом. И может быть эта прямота его и спасала.
Как бы там ни было, в середине 1920-х у Булгакова складывалось ощущение, что самое страшное — революция, разруха, гражданская война, кровь, насилие, — все это ушло, и дальше история будет развиваться эволюционно, возвращаясь к обычным, естественным нормам и законам бытия и домашним, семейным, вечным человеческим ценностям. И в этом мире он будет работать как прозаик и драматург.
Он не конфликтовал с советской властью. Он ее не любил, это правда. Но он хорошо понимал, что она пришла всерьез и надолго, а он по натуре не борец, не оппозиционер, не диссидент. Он просто предполагал, что если он будет уважать ее законы, она позволит ему писать то, что он хочет и как хочет.
Дни Турбиных, МХАТ, 1926
Однако в 1928-м вся эта благостная картина начала рушиться. Булгаков предложил Московскому художественному театру новую пьесу — «Бег», альтернативную историю его собственной жизни. Она очень понравилась руководству театра, очень понравилась Горькому. Но пьесу запретили. Это было для Булгакова страшным ударом. Кроме того, «Бег» утянул за собой и те пьесы, которые уже шли на московских сценах и обеспечивали Булгакову и финансовое благополучие, и уверенность в себе, и положение драматурга. Все его благополучие, вся его независимость рухнули в одночасье.
И тогда он решил написать еще одну пьесу— о великом французском драматурге Мольере. Казалось бы, что в этом опасного? Но цензура поняла, что автор написал о самом себе: о вечном противостоянии драматурга и театра, художника и царя, о том трагическом безумии, которое окружает подлинного творца, о той цене, которую художник платит за талант, независимо от политического режима. Только безумец мог ее пропустить.
Прощеное воскресенье
Теперь спорят: церковным он был — не церковным, покаялся— не покаялся, по-христиански умер — не по-христиански. Но точку во всех этих разговорах может поставить еще одна символическая дата. Булгаков умер в воскресенье 10 марта 1940 года. Это было не просто воскресенье, это было Прощеное воскресенье.
Потрясающий, фантастический дар, потрясающая посмертная судьба и очень несчастная, горькая жизнь. История о том, как и чем платит человек за свой талант, свой дар, свою избранность.
Полную версию рассказа Алексея Варламова о судьбе Булгакова вы можете найти на Youtube-канале «Академия «Фомы» по этой ссылке.