Оракулы в Древней Греции
В античные времена общепринятой была практика обращения к посланникам богов в поисках решения трудной ситуации. При некоторых храмах жили специально обученные жрецы, которых мы сейчас называем оракулами — от латинского слова ōrāre «говорить». Греческое же слово, обозначающее предсказателя будущего, звучит как «хризмос».
Чаще всего оракулами были мужчины, и только в Дельфах пророчествовала жрица. Обращение в храм было доступно только состоятельным людям, а простой люд довольствовался предсказаниями бродячих ворожеев. Предсказания оракула также стояли особняком от других видов гаданий — через жреца-посредника боги давали прямой ответ на заданный вопрос, а не посылали требующий разгадки знак, как в мантических гаданиях.
В словаре Ефремовой
Ударение: ора́кул
- м. Прорицание, якобы исходящее от божества и объявляемое жрецом (у древних греков, римлян и народов древнего Востока).
- Место, храм, куда обращались за прорицанием.
- Название гадательной книги.
- Предмет, по которому гадают.
- Прорицающее божество; жрец, дающий ответы, прорицания, якобы исходящие от божества.
- Человек, все суждения которого признаются окружающими непреложной истиной, откровением.
Храм Дельфийского оракула
Храм Аполлона в Дельфах стал прибежищем для наиболее мощных сил толкования будущего. Предсказания пифии из храма считались наиболее верными и точными, что приводило сюда все новых и новых посетителей.
Считается, что первоначально на священной горе Парнас, на месте храма, посвященного Аполлону, находилось святилище богини Геи. Олицетворение Земли и Природы, Гея принадлежала к тем древним и хаотичным богам, которым суждено было уступить свое место упорядоченному пантеону молодых олимпийских богов. С этим переходом от почитания хаотических сил к светлому культу Аполлона связана легенда о возникновении Дельфийского храма. Прежде чем основать собственный храм, Аполлон убил стражника святилища Геи — подземного дракона Пифона (отсюда и наименование жрицы-пифии).
Затем Аполлону понадобились жрецы для нового храма. Обернувшись дельфином, он бросился в море и догнал критский корабль, проходивший неподалеку. Аполлон рассказал морякам о новом святилище и они повернули в сторону горы Парнас. Эти мореходы стали первыми жрецами в Дельфийском храме, который был назван так в честь явления Аполлона в образе дельфина. А первой жрицей-пифией, по легенде, была Фемоноя — дочь Аполлона. Ей приписывают изобретение стихотворного размера гекзаметра — того самого, которым написаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Значение слова оракул
(лат. oraculum) — в древности одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения О. считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большей частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученного откровения. Все О. могут быть подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех О. — дельфийском — одуряющие пары, выходившие из расселины скалы, приводили пророчицу в состояние ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра, в О. Зевса Аммонского в Ливии — за известными явлениями на изображении божества, составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги. Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; во всяком случае усматривать в О. один лишь сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным исторической перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского О., сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане, хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость двусмысленностью ответов, подходящих для любого случая. Возникновением О. данное место было обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлениям природы (пары из горячего источника и т. п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали О. и в местностях, где покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества; так напр., в О. Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был заснуть во храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества. Назначение О. состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. К О. прибегали и государственные люди, когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Для известных периодов греческой истории О. получают, поэтому, значение политических институтов. О., совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовали сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т. п. Древнейшим из всех О. считался О. в Мероэ, в Египте, а за ним непосредственно следовали О. в египетских Фивах и О. Зевса Аммонского. В Греции величайшим авторитетом пользовался О. в Додоне, позднее — О. в Дельфах. Кроме того, Зевс имел своих О. еще в Элиде, Пизе и на Крите, Аполлон — в Кларосе близ Колофона и на Делосе. О. Бранхидов в Милете посвящен был Аполлону и Артемиде. О. героев были О. Амфиарая в Оропосе, О. Трифония и Геракла — в Буре, в Ахайе. О. с вызыванием духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К О. должны быть причислены и изречения так наз. сивилл (см.), особенно эритрейских и (в Италии) кумейских. У римлян существовали О. Фавна и Фортуны в Пренесте, О. Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к египетским О. В Греции О. потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты. Ср. F. A. Wolf, «Vermischte Schriften» (Галле, 1802); Wirkemann, «De variis oraculorum generibus» (Марб., 1835); Dö hler, «Die Orakel» (В., 1872); Karapanos, «Dodone et ses ruines» (П., 1878); Hendess, «Oracula graeca» (Галле, 1877); Bouch é-Leclercq, «Histoire de la divination dans l’antiquité » (П., 1879—91); Buresch, «Klaros» (Лпц., 1889); Diels, «Sibyllinisch e Blä tter» (Б., 1890).
Реальная история
В мифах и преданиях отображена реальная история Дельфийского оракула, гаданий и храма. Судя по всему, на этом месте действительно находилось святилище еще до прихода греческой культуры на эти земли. Считается, что храм был основан в IX-VIII веке до н.э., а его расцвет пришелся на VII-V века до н. э. Здание храма несколько раз перестраивалось, нынешние руины — это остатки здания IV века до н.э. Окончил свое существование храм в IV веке уже нашей эры, когда почитавший христианскую веру римский император Феодосий повелел закрыть его как оплот язычества.
Культ жрицы-пифии
Точно не известно, каким именно образом избиралось главное действующее лицо Дельфийского оракула — жрица-пифия. Первоначально это была целомудренная юная девушка, ведущая праведную жизнь. Вступив в права жрицы, она завещала свою жизнь Аполлону и не могла иметь мужа и семью. Правда, история упоминает о случае, когда пришедший просить совета у богов мужчина воспылал страстью к молодой и красивой жрице и похитил ее. После этого жриц избирали уже из взрослых женщин, возраста 50 лет и старше, но наряжали их в одежды, полагающиеся юным девам, чтобы отдать дань традиции. Пифию могли выбрать и из числа замужних женщин — тогда она оставляла семейную жизнь и полностью посвящала себя богу.
Какие компании так работают?
Лондонская компания Oraclize работает над оракулами с 2015 года, и ее платформа подключается к , и . Эта платформа не зависит от блокчейна, поэтому может быть применена к еще большему количеству блокчейнов.
Часть платформы Microsoft Azure, Coco — это блокчейн-платформа корпоративного уровня, которая хочет объединить блокчейны. Она поддерживает оракулы, но они не являются византийскими отказоустойчивыми.
Оракулы также является частью платформы Corda, которая также является платформой корпоративного уровня. Она разработана блокчейн-консорциумом R3.
«Чтобы смарт контракт был действительно умным и полезным, необходимо создать оракула, предоставив ему значимые данные». Томас Бертани, основатель Oraclize.
Ритуал предсказания
Процесс предсказания в храме Аполлона был не просто гаданием: Дельфийский оракул требовал соблюдения ритуала как от самой жрицы, так и от просящего. Тот, кто намеревался просить совета у богов, должен был предварительно пройти очищение (быть чистым физически и духовно), принести некую жертву богам и определенную плату жрецам. Первоначально просить можно было только раз в год в день рождения Аполлона. По мере роста популярности храма паломников стали принимать каждый месяц.
Сама жрица перед ритуалом должна была пройти церемонию омовения в Кастальском источнике рядом с храмом и облачиться в золотые одежды, а на голову надеть венок из лавровых ветвей — растения, считавшегося символом Аполлона. Непосредственно перед предсказанием жрица жевала лавр и пила воду из родника. Затем она шествовала внутрь храма, где начиналось самое интересное.
Считалось, что возможность толковать будущее жрица получала благодаря чудодейственным парам, поднимающихся из-под земли. Храм располагался прямо над расселиной — на полу была трещина, откуда и поднимались загадочные испарения. Свидетельства современников Дельфийского оракула расходятся: одни указывают, что жрица, надышавшись паров, пребывала в полубезумном состоянии. Находясь в этом трансе, она бормотала неясные слова и предложения, интерпретацией которых занимались другие жрецы. Другие утверждают, что жрица сохраняла здравый рассудок и сама отвечала вопрошающему на его просьбу. Что интересно: никаких следов трещин в полу на современных развалинах Дельфийского храма не сохранилось.
Как бы ни было на самом деле, сохранилось много свидетельств о точности ответов пифии. В поисках подсказок здесь побывали многие знаменитые деятели древности — к Дельфийскому оракулу гадать на судьбу приходили царь Крез и отец Александра Македонского царь Филипп.
Отрывок, характеризующий Оракул
– Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать? Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони. – Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна? – Опять, опять! – перебила Наташа. – Наташа, я боюсь за тебя. – Чего бояться? – Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала. Лицо Наташи опять выразило злобу. – И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя. – Наташа! – испуганно взывала Соня. – Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда! Наташа выбежала из комнаты. Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их. Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой. Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля. Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась). После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее. «Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она. Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу. У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова. Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем. В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал. – Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи. – Ну и дай, – сказал Анатоль. – Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так? – Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Не только оракул: Дельфы как центр мира
Дельфийский храм был известен не только как обитель предсказательницы будущего. По легенде, именно здесь находился центр тогдашнего мира, попросту именуемый Пуп Земли. Фактически Пупом Земли именовалось не просто место, а конкретный предмет — Омфал, большой камень, которые, по легенде, Зевс сбросил на Землю в том месте, где столкнулись два орла, летящих с разных концов света. По другой версии, Омфал был тем самым камнем, который проглотил вместо младенца-Зевса его отец, Кронос, поедавший своих детей из-за пророчества, что одному из них суждено отобрать у него власть над миром и остальными богами. Камень-омфал хранился внутри храма, а по бокам от него располагалось два золотых орла — две статуи, напоминающие о происхождении святыни.
В каком-то смысле Дельфы действительно стали центром античной Греции. Жрецы Дельфийского оракула были влиятельной силой — сюда приходили спрашивать совета даже государственные деятели перед важными политическими и экономическими решениями. В руках жрецов были сосредоточены многие ниточки управления обществом — ничто не мешало им интерпретировать волю богов согласно собственным желаниям. Древние историки приводят несколько известных примеров лжепророчеств, совершенных в корыстных целях жрецов. Правда, они же свидетельствуют и о том, что боги не терпят обмана, и для всех участников подобные сделки заканчивались несчастьями вплоть до смерти.
Метафорические карты. Инструмент психолога
Когда речь заходит про эту категорию карт, первым делом возникает вопрос, а откуда они вообще появились?
Точного ответа нет, но есть мнение, что первым такой инструмент применил в своей практике Карл Густав Юнг.
Согласно его теории, в основе работы с метафорическими картами лежат психологические феномены и закономерности. В результате своих исследовании он вывел принцип синхронности.
Это была первая альтернатива причинно-следственному принципу, с помощью которого до этого описывали все значимые совпадения событий.
Пример метафорических карт
Главное отличие метафорических карт заключается в том, что символы на них имеют свою интерпретацию для каждого человека. Иногда такие карты могут напоминать картинки из игры, но именно это помогает активизировать работу подсознания.
Исследовать механизм работы метафорических карт — дело не простое. Все-таки это относительно новое явление и работать с этим инструментом способен не каждый.
Я же считаю своим долгом лишь упомянуть тот факт, что подобное направление существует.
Вполне очевидно, что данные карты не относятся к Таро. К оракулам их можно отнести с огромной натяжкой и допущений.
Но при этом они работают и помогают решать многие проблемы. Вот только для гаданий они совершенно не подходят.
Пифийские игры
Город Дельфы вошел в историю также как место проведения так называемых Пифийских игр. Кроме Олимпийских, в Элладе было еще три подобных общегреческих состязаний, проводившихся каждые четыре года — Пифийские, Истмийские и Немейские игры. Пифийские были вторыми по важности после Олимпийских и проводились за год до последних. Считалось, что учредил эти игры сам Аполлон после победы над драконом Пифием. Об этом событии перед каждыми играми напоминало театрализованное представление, символически изображающее победу Аполлона над хтоническими силами в лице змея.
Расклад на Таро “Дельфийский оракул»
Слава прорицательниц из Дельф тянется и до сегодняшних дней. Часто обычный расклад из трех карт на Таро называют Дельфийским оракулом (как и на игральных картах). Скорее всего, такое название возникло из-за простоты и точности данного расклада. В нем фигурируют всего три вытянутые по очереди карты, символизирующие:
- ситуацию касательно вашего вопроса, которая сложилась в данный момент;
- что предпринять, чтобы выйти из данной ситуации;
- каким будет развитие событий в будущем.
Некоторые практики рекомендуют убрать из колоды Таро младшие арканы, чтобы гадание стало еще более точным. Если же вы используете гадание “Дельфийский оракул” на игральных картах, то, понятное дело, вам понадобится полная колода, так как количество интерпретаций обычной колоды не такое обширное, как в случае карт Таро.
Что такое блокчейн-оракул?
Любая распределенная децентрализованная сеть всегда детерминирована — транзакции в ней идут в строго хронологической последовательности, а сама сеть не может самостоятельно получать информацию из третьих источников и внешнего мира. Для этого в блокчейне существуют оракулы — инфраструктурные алгоритмы, которые переводят информацию, находящуюся вне сети, в понятный для блокчейна формат.
Таким образом, оракул можно рассматривать как способ связи блокчейна с реальным миром. Данная возможность играет ключевую роль, особенно в использовании смарт-контрактов — протоколов, которые обеспечивают автоматическое выполнение условий коммерческих сделок, проведения транзакций и обмена активами между сторонами без участия третьих лиц. Однако, работая со смарт-контрактами, предприниматели и компании часто сталкиваются с такими весомыми недостатками, как:
Смарт-контракты существуют только в крипто-пространстве, а для их работы необходим надежный блокчейн, внедрение которого — технически и финансово сложный процесс.
Поскольку смарт-контракт является алгоритмом, который должен учитывать множество факторов, то для корректного составления такого контракта нужно прописать большое количество возможных вариантов развития ситуаций, что значительно увеличивает шансы на критическую ошибку.
После запуска в смарт-контракт невозможно внести изменения или остановить его работу, пока все условия, прописанные в нем, не будут выполнены.
Однако, в отличие от блокчейна мир за пределами распределенной сети вовсе не является детерминированным, и, вполне вероятно, что одна из сторон или обе могут столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, которые повлияют на условия выполнения смарт-контракта. В данном случае блокчейн-оракул позволит смарт-контрактам обновить условия своего выполнения посредством получения информации из внешнего мира. Так, оракул будет работать как своего рода советчик, к которому смарт-контракт может обратиться за интерпретацией определенных событий.
Другие гадания: как еще предсказывали судьбу в Древней Греции
В древности различные магические практики занимали почетное место в ежедневном быту. Распространявшиеся по античному миру другие способы предсказаний будущего составляли немалую конкуренцию Дельфийскому оракулу: гадания по поведению птиц, на внутренностях животных, толкования снов, линий на руке, в конце концов, астрология.
У каждой разновидности предсказания будущего со временем появилось свое название, чаще всего позаимствованное из латинского языка (собственно, как и название “Дельфийский оракул”). Гадание на яйце, например, называлось оомантией или овомантией. Гадание по поведению птиц — ауспиция. А людей, которые предсказывали будущее по внутренностям жертвенных животных, стали называть гаруспиками.
Современные оракулы
В современной интерпретации слово «оракул» часто используют для любой предсказательной системы, будь это онлайн-гадание или гадание на игральных картах. Дельфийский оракул в этом плане можно считать эдаким символом роли предсказаний в человеческой жизни.
Часто оракулом называют карточную колоду, в которой на каждой карте уже написано готовое предсказание. В чем-то можно уловить схожесть с Дельфийским оракулом: гадать на такой колоде можно без умения интерпретировать карты. Будто вы приходите в храм и боги сообщают вам свою волю устами жрицы-пифии.
Кто разрабатывает блокчейн-оракулы
Разработкой проектов, связанных с развитием и внедрением блокчейн-оракулов занимаются несколько компаний:
Oraclize — предлагает безопасное и «доказуемо-честное» извлечение данных с веб-страницы, благодаря использованию TLSNotary/pagesigner — сервису, который предоставляет криптографические доказательства того, что полученные данные соответствуют тем, что были предоставлены сервером.
ChainLink — проект компании Smart Contract, который работает над запуском децентрализованной сети оракулов. По словам разработчиков, защищенная сеть оракулов способна решить проблему связи смарт-контрактов с внешним миром, тем самым увеличив варианты практического применения данных контрактов. ChainLink состоит из двух частей, способных к обмену информацией: блокчейна и оффчейна. Так ChainLink может извлекать данные интерфейсов программных приложений (API), пулов данных и других ресурсов из оффчейна и для интегрирования их в блокчейн.
BNC (BraveNewCoin) — организация, которая предоставляет анализ и исследования по криптовалютам. Совместно с компанией Smart Contract бесплатно запустила 14 публичных оракулов для смарт-контрактов на базе Ethereum. Эти оракулы предлагают информацию с котировками цен на основные криптовалюты, а их данные обновляются ежедневно. Подобные оракулы, которые поставляют финансовые данные о криптовалютах, могут быть использованы в программах, приложениях и крипто-кошельках.
Blocksense — стартап, который предоставляет целый спектр услуг на блокчейне, в том числе разработку и внедрение смарт-контрактов, работающих с блокчейн-оракулами. В список услуг также входит помощь в запуске проекта, развитие компании на блокчейне, а также консалтинг и предоставление обучающих курсов.