Чаша Грааля: что это такое, история легенды


От Тайной вечери до Мансальвата

Священная чаша окутана уже много веков таинственной завесой. Известно лишь, что это могущественная реликвия, дарующая многие земные блага. Ее связывают с первым потиром, служившем Иисусу Христу и его апостолам, когда проводилась Тайная вечеря.

Одни легенды гласят, что Грааль — это агат, украшавший корону Люцифера, потерянный им во время низвержения с небес.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

В другой легенде о чаше говорится, что во время казни сына Божьего в нее была собрана кровь, стекающая по распятому телу. Это сделал Иосиф Аримафейский, который был иудейским старейшиной и тайным последователем Христа.

Разгневанные поступком Иосифа евреи бросают его в тюрьму и забывают о нем. Священный сосуд поддерживал несчастного заключенного в течение сорока двух лет, давая ему пищу и не позволяя скончаться от голода и жажды. Иосиф был освобожден императором Веспасианом, который излечился от проказы при помощи плащаницы с Христовым ликом. С этого момента начинаются странствия святого сосуда.

Иосифу Аримафейскому было видение, в котором Иисус поручил ему оберегать священную чашу. Он прячет в вещах Грааль и отправляется с ним к берегам Британии. Перед смертью Иосиф перепоручает заботу о Граале своему племяннику.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)

Другая легенда рассказывает о том, что священный сосуд долгое время находился на небесах, дожидаясь того времени, когда на Земле появятся достойные рыцари.

Прародителем тех, кому выпала честь хранить знаменитую реликвию, становится правитель из Азии – Перилл, поселившийся в Галлии. Позже его наследники создадут брачные союзы с детьми влиятельного князя.

Охранять священный сосуд поручают благочестивому Титурелю, потомку Перилла. Именно он и его верные рыцари призваны охранять небесную чашу, во имя которой они воздвигают замок Монсальват. Эта легенда гласит, что чаша до сих пор находится под сводами легендарного замка.

В многочисленных преданиях рассказывается, что священный Грааль давал пищу и питье всем тем, кто почитал его и ему поклонялся. Он также исцелял неизлечимые болезни, мог дать бессмертие и вечную молодость. Таинственный сосуд даровал просветление и душевную чистоту всем тем, кто к нему прикасался. Уже много веков к Граалю относятся как к самой легендарной и таинственной реликвии в истории человечества.

Святой Грааль и рыцари Круглого стола


История о Граале – классический пример адаптации языческих легенд к новым христианским реалиям. Ее источниками и основой стали апокрифическое «Евангелие от Никодима» (гностическое) и кельтская легенда об острове блаженных Авалон. У христианских авторов Авалон превратился в место пребывания душ, которые не заслужили адских мук, но оказались недостойны рая. В некоторых романах Бретонского цикла рыцари ищут замок, где хранится Грааль. Чаще всего эта реликвия представляется чашей, из которой пили Христос и апостолы во время Тайной вечери. В эту же чашу, согласно преданию, собрал кровь распятого Христа Иосиф Аримафейский. Но в одном из романов Грааль называется камнем, об этом мы поговорим чуть позже.

Замки Святого Грааля

Первым своим читателям о Граале поведал Кретьен де Труа – в незаконченном романе «Персеваль или повесть о Граале». В прологе этот автор сообщает, что рассказ о Граале он нашел в книге, которую дал ему на время граф Фландрский Филипп. И говорит, что попытался пересказать в стихах
«лучшее из сказаний, рассказанных при королевском дворе».

В «Персевале» де Труа замок «короля-рыбака» не имеет названия, а Вольфрам фон Эшенбах в «Парцифале» назвал его Мунсальвеш («Мое спасение»). Вагнер в одноименной опере изменил название замка на Монсальват («Гора Спасения») и поместил его в Пиренеях. Возможно, кто-то из вас помнит строки М. Волошина:

«Бродит осень парками Версаля, Вся закатным заревом объята… Мне же снятся рыцари Грааля На скалах суровых Монсальвата».

А в «Вульгате» (анонимный цикл из 5 рыцарских романов) местом хранения Грааля назван замок Корбеник или Корбин – от валлийского Caerbannog («Горная крепость»).

«Дева с Граалем в замке Корбин». Иллюстрация Артура Рэкема

В рыцарских романах крепость Грааля мало похожа на средневековые замки Европы. По мнению многих исследователей, описание ее внутреннего убранства гораздо больше походит на пиршественную залу ирландских королей либо даже на подземные жилища сидов, описанные в «Путешествии Кормака», «Пире Брикрена», легенде о посещении святым Колленом замка Гвина, сына Нудда.

Кое-кто в нацистской Германии, похоже, отождествлял Монсальват с одним из каталонских горных монастырей.

23 октября 1940 года в южном французском городе Андае, расположенном у границы с Испанией, состоялась встреча Адольфа Гитлера и Франсиско Франко. А сопровождавший Гитлера Генрих Гиммлер в этот день оказался вдруг в бенедиктинском монастыре Санта-Мария де Монтсеррат, который находится в горах примерно в 50 км от Барселоны (здесь хранится знаменитая скульптура «Черной Мадонны»).

Гиммлер в Монтсеррат

Монаху Андреу Риполю, который из-за того, что знал немецкий язык, стал его «экскурсоводом», Гиммлер сказал:

«Всем нам известно, что Святой Грааль находится здесь».

Современный Монтсеррат, фото автора

В некоторых источниках сообщается, что замок Мунсальвеш принадлежит катарам. На этом основании немецкий археолог Отто Ран отождествил его с альбигойским замком Монсегюр, захваченным и разрушенным крестоносцами 16 марта 1244 года. Существует легенда, что незадолго до падения этого замка четверо совершенных катаров сумели покинуть Монсегюр через потайной ход, унеся с собой главные реликвии, среди которых мог быть и Грааль. Данную гипотезу Ран изложил в книге «Крестовый поход против Грааля».

Этот труд заинтересовал самого Генриха Гиммлера, который предложил Рану вступить в СС и распорядился о финансировании его поисков Грааля в окрестностях Монсегюра. Ничего похожего на Грааль Рану найти не удалось. Да и вряд ли он мог найти Грааль. Дело в том, что именно эта реликвия для катаров особой ценности не представляла. Альбигойцы считали Христа ангелом, принявшим облик человека. И потому они не верили ни в смерть Иисуса на кресте, ни в последовавшее затем воскресение. И, соотвественно, не верили, что его кровь могла быть собрана в какую-то чашу.

Вольфрам фон Эшенбах в романе «Парцифаль» называет хранителями Грааля тамплиеров. Некоторые считают, что последний великий магистр этого ордена, Жак де Моле, так и не выдал местонахождение Грааля палачам французского короля Филиппа IV.

Тайна Грааля

Слово graal (вариант – greal) в переводе со старофранцузского означает кубок либо чашу. Многие считают, что происходит оно от латинского gradalis, в свою очередь образовавшегося когда-то от греческого слова krater, которым называли сосуд с широким горлом, предназначенный для смешивания вина с водой. Некоторые полагают, что услышавшие о чаше Грааля кельты могли отождествить ее с волшебным котлом народа детей богини Дану, либо с блюдом легендарного короля Риддерха, от которых никто не уходил голодным.
Кстати, другими сокровищами народа Дану были копье, которое позже отождествили с копьем Лонгина, и меч, который считают прообразом Экскалибура.

В романе Кретьена де Труа слово «грааль» (graal) еще пишется с маленькой буквы, в те времена оно могло означать плоскую тарелку, на которой обычно подавалась рыба (напомним, что Персеваль увидел реликвию в замке «короля-рыбака»). Дева несла его двумя руками и вместо рыбы на блюде лежали облатки для причастия. При этом graal:

«Из чистого был сделан злата, К тому же щедро и богато Усыпан россыпью камней».

Согласитесь, трудно представить столь дорогую чашу на столе у полунищих апостолов. Впрочем, де Труа этого и не предполагал, чашей Евхаристии Христа и апостолов Грааль был назван позже. Главное внимание Персеваля, героя романа де Труа, привлекает пока ещё не Грааль, а кровоточащее копьё, которое позже стало ассоциироваться с копьём сотника Лонгина. Однако читателей этого романа взволновал именно Грааль. И это было началом формирования одной из величайших легенд в истории человечества. Продолжение романа де Труа пытались писать Вошье де Денен, Псевдо-Вошье (Псевдо-Готье), Жерберт и Манессье.

С чашей Тайной вечери, в которую потом собрал кровь Христа Иосиф Аримафейский, Грааль отождествил Робер де Борон (в «Романе об истории Грааля»). Грааль символизировал высшее нравственное совершенство, но приносил весьма осязаемые блага. Он исцелял больных и продлял жизнь. Эшенбах пишет:

«Нет такого больного, который перед этим камнем не получил бы гарантию избежать смерти в течение всей недели после того дня, когда он его увидел. Кто видит его, тот перестает стареть… Этот камень дает человеку такую мощь, что его кости и плоть тут же находят вновь свою молодость. Он называется Граалем».

Также Грааль давал любую пищу:

«Самые лучшие напитки и яства, аромат которых когда-либо распространялся в этом мире. Кроме того, камень достаёт для его хранителей различную дичь»

(Эшенбах).

В другом месте:

«Сто пажей получили приказ явиться с почтением к Граалю и собирать хлеб, который они затем уносили, завернув в белые салфетки. Мне рассказали, и я повторяю вам, что у Грааля сотрапезники находили все кушанья, какие они могли только пожелать, готовые совершенно к употреблению».

Грааль Эшенбаха, названный им «камнем, упавшим с небес» и «вожделеннейшим камнем», очень похож на философский камень. Этот автор говорит о нем:

«Светлейших радостей исток, Он же и корень, он и росток, Райский дар, преизбыток земного блаженства, Воплощенье совершенства».

Кроме того, Эшенбах утверждает:

«Грааль до того тяжеловесен, Что никому из грешных человек Не поднять его вовек».

Но во всех других источниках Грааль – это чаша или кубок. Даже Р. Вагнер, написавший оперу по мотивам романа Эшенбаха, «исправил ошибку», сделав Грааль чашей.

«Парцифаль» на сцене Gran Teatre del Liceu, Барселона

Но существует версия, согласно которой слово «Грааль» происходит от латинского gradual, означавшего всего-навсего сборник богослужебных текстов.

Майкл Бейджент, Ричард Ли и Генри Линкольн в книге «Святая кровь и Священный Грааль» выдвинули предположение, что San Graal («Святой Грааль») следует читать, как sang real – «королевская кровь» потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины (которыми якобы являлись «ленивые короли» Мервинги). Эта достаточно бредовая и, безусловно, оскорбительная для христиан версия получила широкую известность благодаря книге Брауна «Код да Винчи» и одноименному фильму.

Поиски Грааля

Рыцари, которые решались искать Грааль, отправлялись буквально «туда, не знаю куда»: мало того, что никто не мог сказать, где именно следует искать тот же Мунсальвеш (Монсальват), так этот замок был ещё и невидимым. Эшенбах пишет:
«Чтоб в замок этот попасть, Не нужны ни усердье, ни власть, Ни удача, ни разум могучий, – Лишь судьбой уготованный случай».

Эшенбах утверждал также, что Мунсальвеш охранялся тамплиерами (напомним, что этот орден был основан в 1119 году):

«Доблестные рыцари живут в замке Мунсальвеш, где охраняют Грааль. Это тамплиеры, которые часто уезжают в далёкие края на поиски приключений… Все, чем они кормятся, приходит к ним от драгоценного камня (Грааля)».

А поскольку никто точно не знал, как именно Грааль выглядит, можно добавить, что собирались они найти «то, не знаю что». Предполагалось, что Грааль сам должен явиться достойному.

Эврар д’Эспенк. «Рыцари Круглого стола и видение Святого Грааля» 1475 г. Это событие произошло в день явления ко двору Артура юного Галахада (сын Ланселота), которому было суждено обрести Грааль.

Кроме того, в пути рыцари, «жившие праведной жизнью и обладавшие великой доблестью», находили «ветви священной травы, которая была знак Святого Грааля». В общем:

«Только чистым даны созерцанья Вечно радостной чаши Грааль».

(Н. Гумилев).

Сэр Ланселот Озерный, величайший из рыцарей, увидел Грааль целых два раза, но оказался его недостоин, так как подвиги совершал не для прославления Господа, а во имя своей Прекрасной дамы – королевы Гвиневры.

Aubrey Beardsley. Королева Гвиневера

Эдвард Коли Бёрн-Джонс «Ланселот у часовни святого Грааля», 1870 г.

А закончилась история Ланселота совсем уж печально: после гибели Артура он сошел с ума, а его возлюбленная Гвиневра ушла в монастырь.

Достойными увидеть Грааль оказались сын Ланселота Галахад, его племянник сэр Борс и Персиваль (в немецких романах – Парцифаль).

Достижение Грааля сэром Галахадом, сопровождаемое сэром Борсом и сэром Персевалем, гобелен XIX века

Sir Galahad and Holy Grail

И лишь в малоизвестном немецком романе «Корона» утверждается, что увидеть Грааль смог сэр Гавейн.

Хранителем реликвии стал Галахад. После его смерти Грааль был унесен на небо ангелами. По другой версии, Галахад был взят ангелами на небо живым – вместе с Граалем.

А в германском романе Вольфрама фон Эшенбаха хранителем Грааля был Парцифаль (Персиваль), которого автор объявил также и главой ордена тамплиеров.


Некоторые исследователи считают, что прототипом Персиваля был кельтский герой Перидор аб Эфрав, который, согласно преданию, освободил землю от множества чудовищ. Полагают также, что одним из источников повести о Персивале могла стать легенда о другом ирландском герое – Финне Мак-Кумхайле.

Согласно британским преданиям, Грааль все же не был взят на небо, а захоронен в аббатстве Гластонбери. Иосиф Аримафейский якобы закопал его на одном из холмов, где из посоха, который он воткнул в землю, вырос терновник. Растение, которое считалось терновником Иосифа, действительно имело ближневосточное происхождение. Видимо, его саженец был привезен из Палестины кем-то из крестоносцев или паломников.

Гластонберийский терновник

В XVII веке это дерево было срублено солдатами Кромвеля, но дало новые побеги. Однако в декабре 2010 года его снова срубили какие-то вандалы. Некоторые священники прокомментировали это известие в том духе, что люди вообще и британцы в частности уже недостойны столь ценной реликвии, и потому ее забрали у них.

В Гластонберийском аббатстве есть также источник Chalice Well («Колодец Чаши»), вода которого окрашена в красный цвет из-за большого содержания железа. По тому же преданию, он берет начало от места захоронения Грааля.

«Колодец Чаши»

В 1906 году близ этого источника Уэлсли Тюдор Поул нашел стеклянную чашу, которую чуть было не объявили Граалем. Однако выяснилось, что много лет назад некий Джон Гудчайлд привез этот сосуд из Италии и оставил его здесь в качестве дара местной кельтской богине.

«Чаши Грааля»

А вы хотите увидеть Грааль? Ну, или хотя бы артефакт, который католической церковью осторожно признается «наиболее вероятным Граалем». В 2015 году я обнаружил его в кафедральном соборе Валенсии. Строительство собора началось в 1262 году на месте разрушенной мечети, которая, в свою очередь, была возведена на фундаменте римского храма Дианы. Этот собор построен в разных архитектурных стилях: со стороны Железных ворот – итальянское барокко, там, где Апостольские врата – готика, а фасад Дворцовых ворот – это романский стиль.

Кафедральный собор Святой Марии, Валенсия, Апостольские врата

Грааль хранится в часовне Santo Caliz, в которую можно пройти через Железные (главные) ворота – со стороны площади Королевы.

Кафедральный собор Святой Марии, Валенсия, Железные ворота

Войдя в собор, нужно повернуть направо.

Грааль в кафедральном соборе Валенсии:


Обратите внимание: Граалем считается только чаша из восточного сердолика диаметром 9,5 см, глубиной 5,5 см и высотой 7 см. На средневековую подставку (с арабской надписью) не обращайте внимания.

Профессор университета Сарагосы Антонио Бельтран Мартинес датировал чашу 100–50 гг. до н. э. Даже если он прав, это, разумеется, не означает, что именно эта чаша и находилась когда-то во время Тайной вечери на столе Христа и апостолов. Но в 1959 году папа Иоанн XXIII пообещал индульгенцию каждому, кто совершит паломничество в Валенсию и помолится около этой реликвии, названной им «Святой Чашей».

Богослужение с ней совершили два римских папы, посетившие Валенсию. Иоанн Павел II при совершении мессы 8 ноября 1982 года так и не решился назвать эту чашу Граалем. Папа Бенедикт XVI 8 июля 2006 года оказался более смелым и слово «Грааль» всё-таки произнес.

Бенедикт XVI в Валенсии

Предание утверждает, что в Испанию эта чаша попала в III веке при папе Сиксте II с монахом, который теперь известен, как святой Лореско (Лаврентий), и до 711 года хранилась в соборе города Уэска. Затем она укрывалась от мавров в одной из пиренейских пещер. В Уэску чаша вернулась в конце XI столетия и находилась уже в монастыре Сан Хуан де да Пенья.

Теперь от преданий переходим к истории и видим первое сообщение об этом артефакте в абсолютно достоверном источнике: в 1399 году монахи монастыря Сан Хуан де ла Пенья заключили сделку с королем Мартином Арагонским, передав ему реликвию в обмен на золотую чашу. Предполагаемый Грааль хранился в королевском дворце в Сарагосе, потом его перевезли в Барселону, а в 1437 году король Альфонсо Арагонский в счёт оплаты своих долгов передал его в кафедральный собор Валенсии. В это время чаша уже всеми почиталась в качестве Грааля. В описи собора она была обозначена, как

«потир, в котором Господь Иисус освятил вино в кровь на Вечере в великий четверг».

Доказательством почитания этой реликвии является фреска Хуана де Хуанеса «Тайная вечеря» (Музей Прадо), написанная в 1562 году: «валенсийский Грааль» на ней стоит на столе перед Христом.

Хуан де Хуанес. Тайная вечеря, фрагмент

Признавать валенсийскую чашу Граалем или нет, каждый решает сам – это вопрос веры.

Некоторые другие города также претендуют на обладание Граалем. В Нью-Йорке, например, можно увидеть так называемый «Антиохийский потир», найденный на территории Османской империи (в Сирии) в 1908 году.

Антиохийский потир

Это серебряная чаша, заключенная в золоченую оболочку. Исследования показали, что внутренняя чаша создана в первой половине VI века и является византийской масляной лампой, использовавшейся на богослужениях. С 1950 года она находится в музее Клойстерс (филиал нью-йоркского музея «Метрополитен»).

Генуэзская чаша, которая хранится в Музее церковных ценностей при Кафедральном соборе Сан Лоренцо, была привезена в этот город после Первого крестового похода неким Гульельмом Эмбриако – в 1101 году.

Генуэзская чаша

Изготовлена она из зеленого стекла, изделие древнее (изготовлено в Месопотамии в доисламской период), но ему все же меньше 2000 лет. Повреждение эта чаша получила, когда стала трофеем Наполеона Бонапарта – при транспортировке в Париж и обратно. Кубок доньи Урраки (дочь короля Леона Фернандо I) собран из двух агатовых чаш во II-III вв. н. э. С XI века он хранится в базилике Сан-Исидоро в Леоне.

Чаша Доньи Урраки

По легенде, в 1054 году этот кубок был подарен королю Фернандо эмиром Дении (исламское государство на территории нынешней провинции Валенсия), а в Дению он попал из Египта.

Еще один претендент на звание Грааля – кубок Ликурга: стеклянный сосуд 165 мм в высоту и 132 мм в диаметре, изготовленный, предположительно в IV веке в Александрии. На его стенках изображена гибель фракийского царя Ликурга, который был задушен виноградными лозами за оскорбление Диониса. Увидеть кубок можно в Британском музее. Граалем он, видимо, был сочтен потому, что, в зависимости от освещения, меняет цвет от зеленого (в тени) до красного.

Кубок Ликурга при разном освещении

На этой фотографии вы видите Агатовую чашу из императорской сокровищницы дворца Хоффбург (Вена).

Агатовая чаша дворца Хоффбург

Это блюдо из цельного камня, созданное в IV веке в Византии. При определенном освещении на ней видны узоры, напоминающие слово «Христос», написанное латинскими и греческими буквами.

А это чаша Нантеос (Nanteos), хранящяяся в Национальной библиотеке Уэльса.

Кубок Nanteos

Ей приписываются целительные свойства. На чашу Христа и апостолов, она, пожалуй, похожа больше всех прочих. Это обломок деревянной чаши, изготовленной из вяза в XIV веке. Раньше считалось, что сделана она из креста, на котором был распят Христос. Слухи о том, что это и есть Грааль, появились после 1879 года.

Заканчивая этот цикл статей, следует сказать, что рыцарские романы, написанные под влиянием кельтских легенд, подарили рыцарям средневековой Европы пусть недостижимый, но идеал, к которому следовало стремиться. Разумеется, настоящие, не книжные феодалы всегда были очень далеки от героев прочитанных ими книг. Но так же трудно было назвать настоящими коммунистами многих членов КПСС. И так же далеки от истинных христиан большинство из тех людей, что носят на груди крест и периодически заходят в церковь, чтобы поставить там свечку. Не говоря уже о тех, кто жертвует на строительство или ремонт храма часть украденных ими денег, надеясь за позолотой церковных куполов и окладов икон скрыть от Бога изъяны и пятна своей души.

Жизнь рыцарей, которые некритично относились к сюжетам прочитанных ими романов и слишком полагались на свои представления о чести, обычно была очень короткой. Ярким примером может служить судьба виконта Раймунда Роже Транкавеля (Raimond Roger Trencavel). Этот молодой человек был одним из самых знатных, богатых и могущественных сеньоров Европы, но при этом – идеалистом. В июле 1209 года, потрясенный зверствами, которые учинили крестоносцы в альбигойском городе Безье, он приказал оповестить своих подданных:

«Предлагаю город, крышу, хлеб и мой меч всем, кто преследуем, кто остался без города, крыши или без хлеба».

Множество несчастных пришло тогда в Каркассон, а 1 августа явились и крестоносцы. После 12 дней осады наивный 24-летний виконт попытался вступить в переговоры со своими братьями-рыцарями, был вероломно схвачен и через три месяца умер от голода и болезней в подземелье еще недавно принадлежавшего ему замка Комталь.

Raimond Roger Trencavel, виконт Безьерский и Каркассонский. Памятник в городе Бурлац (департамент Тарн), Франция
Однако, как мы уже говорили, романы Бретонского цикла всё-таки сформировали устойчивые представления о рыцарских идеалах и потому хоть немного, но смягчили нравы.

Как родилась легенда

Предание о таинственной чаше давно уже считается «народным», и отследить начало рождения легенды довольно сложно. Однако люди, которые занимаются изучением всего, что связанно с мистическим кубком, не теряют надежды. Они утверждают, что начинать поиск нужно в средневековой Европе. Именно там и в то время разворачивается масштабный поиск христианских реликвий.

В то время римская церковь обязывает все храмы хранить останки или вещи святых. Относящиеся к реликвиям вещи переходят в разряд товаров, приносящих немалую выгоду. Из восточных стран в европейские государства начинают привозить великое множество мощей, костей и предметов, якобы принадлежащих известным святым.

Наиболее ценились те реликвии, которые имели отношение к страстям Христовым. К ним относили:

  • части деревянного креста, на котором распяли Христа;
  • копье Лонгина;
  • гвозди, которыми прибивали Иисуса к кресту;
  • малая плащаница с ликом сына Божьего и большая с отпечатком его тела;
  • терновый венец.

Все это хотели заполучить в свою собственность крупные феодалы, высокопоставленные церковные служители и даже монархи.

LiveInternetLiveInternet

Значение карт Таро в свете идейной символики Грааля

. В контексте концептуальной значимости для Грааля имеет смысл кратко рассмотреть вкупе всю колоду. № VIII. ПРАВОСУДИЕ. Этот облеченный в женскую форму символ хорошо известен не только применительно к картам Таро. Небесная целомудренная дева сжимает в одной руке обоюдоострый меч, а в другой — держит весы. Изображение в действительности скорее имеет отношение к дискриминации, нежели справедливости, ибо гармония и равновесие природы сочетаются с судейским произволом. Изначально карта символизировала незавидное положение церкви Грааля по отношению к безжалостной мощи католической инквизиции. В эзотерических кругах она носила название «карты Магдалины». № II. ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА (ПАПЕССА). Она является высшей формой выражения женской первоосновы всего сущего; связана с тем положением, которого, подобно Елене-Саломии в гностицизме, могут достичь женщины. Отождествляемая с Исидой данная карта часто изымалась из обращения. № III. ИМПЕРАТРИЦА. Ее изображают, как правило, беременной и олицетворяет богиню любви Венеру. Данная карта, рассматривающаяся официальной церковью как воплощение ереси, также подлежала реквизиции. № XI. СИЛА. На данной карте, символизирующей женскую добродетель, обычно изображается женщина, присматривающая за львом или подпирающая треснувшую колонну. На некоторых картах помещаются оба варианта рисунка. Первый представляет геральдического льва колена Иудина, а второй — столб Воаза в храме Соломона. И в том и в другом случае женщина олицетворяет собой верховную представительницу и опору царского рода. «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки» (2-я книга Царств 7:16). В части колод наиболее раннего по времени изготовления данная карта снабжалась символикой Грааля, а женщина отождествлялась с Марией Магдалиной. Рисунок символизировал непрерывающийся род Давидов, как об этом сказано в Псалтыри (88:5). № XXI. МИР. В этой карте еще раз ясно проявляется дух Марии Магдалины, стоящей или танцующей внутри овального венка. Иногда обнаженная, а иногда в одежде, женщина держит в руке скипетр или какой-либо другой символ верховной власти. На одних картах она запечатляется возвышающейся над окружающим ландшафтом, на других — в обществе живых существ: людей, оленей, львов и орлов. Будучи старшим тромпом (козырем), она в конечном счете определяет успех в разгадке тайн и преодолении опасностей остальных карт колоды. Концептуально она схожа с рисунком парящей длинноволосой Магдалины на «Часослове Сфорца». № XVII. ЗВЕЗДА. Изображение нагой женщины-звезды уходит корнями в культ Марии Цыганки. Увенчанная звездным венцом Мудрости, она изливает из двух сосудов воды Жизни и Истины в струящийся поток, — подчеркивая этим значение женщины как первоисточника продолжения рода и мудрости. Картина символизирует изотерический «поток знаний», загнанный «под землю». № XIV. БЛАГОРАЗУМИЕ (СДЕРЖАННОСТЬ). Персонаж, олицетворяющий одно из женских достоинств, часто изображается крылатым. Это небесный алхимик, переливающий ртуть из одного сосуда в другой. Иногда поток жидкого металла растекается в двух противоположных направлениях, символизируя, таким путем, единство противоположностей. В некоторых случаях крылатое существо изливает воду на льва (колено Давидово) и огонь на орла (Рим), питая древо жизни одной церкви и подавляя свирепость другой. Карта отображает противостояние церкви Грааля католицизму. № VI. ВЛЮБЛЕННЫЕ (ДВЕ СТЕЗИ). Карта соединяет в себе женское и мужское начала. На ней изображается пара или несколько пар влюбленных, заключающих друг друга в объятия. Это могут быть Адам и Ева, а также и другие известные исторические и литературные персонажи. На рисунке, как правило, присутствует Купидон. Иногда мужчина помещается между двумя женщинами, одна из которых старше другой. Это его мать и невеста. Основная идея рисунка совершенно очевидна, а его варианты подразумевают два вида любви — плотскую и духовную, — которые связываются со стезями порока и добродетели. В символике Грааля карта отождествляется с жизненным партнерством и продолжением рода. В эзотерическом смысле она носит название «виноградной лозы». № XIX. СОЛНЦЕ. Солнце сияет в вышине над каменной стеной или рядом подсолнухов. На переднем плане помещены две обнаженные детские фигурки, заключающие друг друга в объятия либо резвящиеся на траве. В другом варианте рисунка может изображаться ребенок, играющий с ласковым домашним животным. Общий смысл всего этого — счастье и свобода. На некоторых картах первых выпусков запечатлялась спящая красавица, державшая в руках веретено, о которое она уколола свой палец. Она спала до тех пор, пока прибывший принц не снял поцелуем колдовские чары. Эта карта символизирует освобождение. № 0. ДЖОКЕР (ШУТ). Пусть даже он и глуп, но джокер всегда выигрывает. Подтверждение тому можно найти в Первом послании к Коринфянам: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. Итак, никто не хвались человеками… Мы безумны Христа ради…» Литературное воплощение джокера — образ Персеваля, бесхитростного простака, добивающегося успеха там, где искушение и опытные люди терпят фиаско. № I. ЧАРОДЕЙ (ФОКУСНИК). Здесь изображен иллюзионист и математик, демонстрирующий на глазах у публики свои чудеса. Зачастую весь его реквизит связан с алхимическими опытами. Он отождествляется с Гермесом Трисмегистом, чьи искусность и проницательность способна разрушить любые коварные замыслы. № V. ПЕРВОСВЯЩЕННИК (ПАПА РИМСКИЙ). Персонаж, символизирующий господство мужчин в римской церкви, графически уподобляется зодиакальному знаку Овна. № IV. ИМПЕРАТОР. Еще одна карта мужского рода, символизирующая верховенство Рима. Изображается в виде зодиакального знака Тельца. № IX. ОТШЕЛЬНИК (МУДРЕЦ). На карте запечатлен человек, стремящийся к постижению истины. В руках у него, как правило, фонарь, а также печать Соломона. Это призывающий к Первому крестовому походу Петр Пустынник, воплотившийся в литературный образ отшельника Тревризента. Сей анахорет, посвящая Персеваля в тайны Грааля, посоветовал рыцарю смирить гордыню и проявить покорность. № XII. ПОВЕШЕННЫЙ. На карте символически изображаются страдания тяжело раненного царя ловцов, о котором также рассказывал Тревризент. Испытывая физические муки, он, подвешенный за одну ногу, висит вниз головой. Несмотря на свое незавидное положение, бедняга продолжает сжимать в каждой руке по увесистому мешку. Так аллегорически запечатляется церковь Грааля, продолжающая, невзирая на гонения, стремиться к своей цели. № VII. КОЛЕСНИЦА (СФИНКСЫ). Запряженная парой лошадей или сфинксом, она скорее напоминает драпированный тканями сундук, нежели повозку. На месте возничего, как правило, изображается одинокая фигура рыцаря или царственной особы. Колесница украшена разного рода геральдическими эмблемами, не последнее место среди которых занимают гербовые лилии Меровингов. Карта символизирует победу над превратностями судьбы. № XV. ДЬЯВОЛ. На данной карте мужского рода запечатлен ужасный демон или великан-людоед. В отличие от ЧАРОДЕЯ, все его уловки и хитрости направлены на причинение зла. Он являет собой зловещий символ чудовищного политического режима. № XIII. СМЕРТЬ. На карте мужского рода обычно изображается скелет (иногда в одежде или закованный в латы), сидящий верхом на лошади. В руках персонаж держит косу или дубину. В знаменитой колоде с названием «Карл VI» под копытом лошади всадника-скелета гибнут папа и его кардиналы. Карта знаменует крушение репрессивного теократического истэблишмента. № X. КОЛЕСО ФОРТУНЫ. Карта среднего рода, название которой говорит само за себя. Колесо, определяющее удачу или невезение, во времена господства римской и испанской инквизиций раскручивалось не в пользу эзотерической церкви. В 1307 году тамплиеры были отлучены от церкви, поскольку обладали большей, нежели папа римский, эзотерической силой. № XVI. БАШНЯ (ДОМ БОЖИЙ). Хотя данная карта и не обладает выраженными родовыми признаками, она, тем не менее, связана с образом Марии Магдалины («Магдала» — «башня стада»). Рисунок идентичен изображению шахматной фигуры ладьи (туры). Пораженная ударом молнии или подвергнутая воздействию иной таинственной силы, она аллегорически изображает то незавидное положение эзотерической церкви, до которого ее довел безжалостный римский истэблишмент. № XX. СУД (СУДНЫЙ ДЕНЬ). На рисунке изображен трубящий в трубу архангел, который парит над толпой обнаженных людей, восставших из своих могил. Но это не День Страшного Суда, упомянутый в Апокалипсисе, а «день пробуждения». Человечество побеждает тьму ортодоксии и являет себя в свете истины. № XVIII. ЛУНА (ПЕРЕЛОМ). На рисунке этой карты полумесяц приобретает неоправданно зловещий облик. Такое изображение луны навеяно готическими романами, где это ночное светило ассоциируется с темной стороной оккультизма. Но все это появилось в более позднее время, а изначально луна традиционно отождествлялась с великой богиней Праматерью. На некоторых картах вместе с луной, висящей над водяной гладью озера или пруда, изображаются воющие собаки, скорпион или рак. Однако в колодах начала XIV века можно наблюдать совершенно иную сцену: два геометра, вооруженные измерителями и циркулями, переносят лунные пропорции на разостланные перед ними архитектурные чертежи. Все действо символизирует принцип Гермеса Трисмегиста «что вверху, то и внизу», — то есть природа земного бытия отражает в миниатюре положение вещей в масштабе всего Мироздания. Благодаря использованию данного принципа священной геометрии было возведено множество величественных монументов — от Стоунхенджа до готических храмов. Именно в соответствии с этим принципом воздвигались в Северной Франции соборы, посвященные Богоматери, размещение в плане которых является точной копией взаимного расположения звезд в созвездии Девы. https://www.e-reading.biz/bookreader.php/1003109/Ga…a_i_potomki_Iisusa_Hrista.html

Отсутствие чаши

Однако среди множества священных вещей, вставленных духовенством на обозрение в храмах, не было легендарной чаши Грааля. Ее ценность для служителей церкви переоценить невозможно. Ведь по преданию именно из нее Христос первый раз причащал своих последователей во время Тайной вечери. Учитывая этот факт и то значение, которое придавали причащению вином в католической церкви, такой сосуд становился наиболее желанной реликвией.

Отсутствие у духовенства такого важного предмета было очевидным. Строились различные предположения, распространялись слухи о местонахождении могущественного раритета и его необычных свойствах.

В то время династия французских королей смогла собрать огромное количество христианских святынь. В противовес такому «успеху» Британия выдвигает легенду о священном сосуде и утверждает, что он находится на ее территории.

Право на такое утверждение Британия получает после того, как были обнаружены рукописи, повествующие о Граале. Это были два старинных документа, «раскрывающих» тайну.

Хроника Уильяма Мальмсберийского и манускрипт Grand Saint Graal

В хронике рассказывается о далеком 63 годе от Рождества Христова. В то время в Британию прибывают проповедовать христианскую веру преданные последователи апостола Филиппа. Проповедники во главе с Иосифом из Аримафеи воздвигают первый христианский храм на том месте, где со временем будет основано Гластонберийское аббатство. Легенды гласят, что именно в этом аббатстве найдут тело знаменитого короля Артура и королевы Гвиневры. До наших дней там существует источник, который называется «колодцем чаши».

К другой рукописи относят манускрипт, датированный XII веком. В нем речь идет речь о доставке священного Грааля в Британию и рыцарях — хранителях чаши. Эту историю воспроизвели в своих романах Робер де Борон и Кретьен де Труа, увязав свое повествование с легендами о бесстрашном короле Артуре.

Британская «версия» появления на ее просторах бесценной реликвии обретает невиданную популярность и становится почти «средневековым бестселлером». Во многих европейских странах появляются похожие повести и романы, которые рассказывают новые «достоверные» подробности. Так легенда распространяется и становится «историческим фактом», вызывая все больший и больший интерес у многих народов мира.

Восьмерка Граалей

Алхимия: Сатурн в Рыбах; Великолепие (Ход) Воды; Ритм Эмоциональной Интуиции

Родственные души: Булиах; Йелахиах

Сущность

Ритм Эмоций. Воссоединение. Оставление старого и движение вперед. Духовные поиски истины. Отречение. Самопожертвование. Поиски истинного удовлетворения. Кризис, ведущий к обновлению. Духовные странствия. Уединение. Бездеятельность. Преодоление вредных привычек. Предупреждения об осторожности. Поиски помощи. Изменения планов. Удушье. Накопления. Пост.

Значение

Основной смысл Восьмерки Граалей в выходе из безнадежной ситуации. Она символизирует начало разрушения застоя в ситуации через кризис. Это связано с нашим погружением в свою внутреннюю сущность, с периодом глубоких размышлений и путешествием в потаенные уголки наших эмоций. Эта карта рекомендует нам вступить в период бездеятельности или уединения, чтобы разобраться в своих чувствах и решить сложную эмоциональную проблему. Мощная энергия предыдущей карты до самого дна опустошила все наши ресурсы, и мы теперь оказались в таком положении, когда должны довериться своему внутреннему голосу. Восьмерка Граалей часто бывает связана с периодами, в течение которых мы расстаемся со старыми обидами и начинаем движение в новом направлении. Ситуация, в которой мы оказались, стала безнадежной, и мы должны или вдохнуть в нее новую жизнь, или окончательно выйти из нее, чтобы и нас не поглотил ее застой. Эта карта может быть призывом поверить в самих себя и свои индивидуальные внутренние качества. Мы должны попытаться увидеть себя со стороны, возможно, поднявшись над ситуацией, в которой мы начали задыхаться, и заново выверить свой путь по единственно правильной тропе. Эта карта советует нам искать ответы в том моменте, когда мы остановились в своем развитии. Может быть, мы чувствуем, что нас сдерживает, буквально душит какой-то человек или ситуация, особенно та, что поглощает асе наши мысли и эмоции. Эта карта говорит также об оставлении, отречении или уходе от запутанной проблемы, обстоятельств, затруднительных положений или прежних привычек и схем поведения.

Восьмерка Граалей является предзнаменованием неизбежных окончаний. Она отражает период, когда мы должны понять, что прошлое ушло безвозвратно, жизненная глава дописана и то, что когда-то было истинным, теперь перестало быть таковым. Эта карта может иметь отношение к окончанию занятия или работы, которые перестали интересовать нас, к завершению утративших свою привлекательность отношений и ломке наших собственных ложных мнений и воззрений. Это вовсе не влечет за собой обязательное расставание, а скорее подразумевает, что мы достигли такой стадии, когда все старое должно быть сметено без следа и заменено новым. Эта карта означает завершения или серьезные перемены – переезда новый дом, прекращение взаимоотношений, завершение проекта, высасывавшего из нас всю энергию, или возобновление поисков счастья и понимания. Нам следует переосмыслить свою жизнь, поскольку плотные и густые испарения затмили наш путь, а нам необходимо ясно видеть, куда мы идем. Возможно, кто-то или что-то вытягивает из нас эмоциональную энергию, или все наши старания и усилия напрасны – кто-то или что-то не реагирует на них. Может быть, мы чувствуем, что выжаты досуха и оставшиеся у нас запасы сил очень невелики. Или кто-то пользуется нашей энергией, направляя ее на достижение собственных интересов. Теперь наступил момент вновь заявить о своих правах, заставить считаться с собой и более не позволять кому бы то ни было пытаться управлять нами с помощью лжи и обмана. Будь то некий человек или ситуация, эта карта сообщает нам, что они стараются отвлечь наше внимание фантазиями и иллюзиями. Возведите неприступные барьеры и перекройте для посторонних все возможности паразитировать на ваших ресурсах, эмоциональных или финансовых, или тратить на себя ваше время и высасывать ваше здоровье.

Анализ и символика

Лорд Вампир впал в немилость. Покорный и одинокий, бредет он сквозь ядовитые испарения, начиная свое путешествие к воссоединению со своей высшей сущностью. Равнина, по которой лежит его путь, превратилась в стоячее болото, укутанное удушающим туманом. Воды (эмоции) карт Грааля загустели до состояния ядовитых топей. Предыдущая карта высосала из него всю жизненную энергию, оставив его в нищете и забвении. Когда-то свободный и полный надежд, он превратился теперь в жалкого попрошайку. На более глубоком уровне его просьбы о подаянии являются своего рода молитвой: когда мы чувствуем себя связанными по рукам и ногам и испытываем острую нужду в чем-либо, мы обращаемся к высшему источнику за помощью или вдохновением. В этом природа Восьмерки Граалей – мы достигли той стадии в жизни, когда должны полностью оставить свои прошлые усилия и кардинально изменить свой путь или поведение. Эта карта символизирует поиски настоящих, значимых истин и отказ от мирских целей и закоснелого мировоззрения масс. Она призывает нас выбрать осмысленный и более содержательный путь, тот, что начинается с осознания своего собственного уникального духа и своей высшей сущности. Отход от прежних схем и оставление старого пути иллюстрирует дорога, ведущая от разрушенного собора. Его руины олицетворяют всю ту грязь, что была накоплена нами в прошлом, или разоренное святилище. Лицо Лорда Вампира скрыто под маской (благодаря которой он может идти сквозь ядовитый газ своих подсознательных страхов), а голова его увенчана короной. Она может трактоваться двояко, символизируя его нежелание расставаться с прошедшим величием и эмоциональным богатством прошлого, превратившимся в тлен, или представляя ожидающее его в будущем процветание и воссоединение с Предвечным, которое неизбежно наступит после полных мук странствий, – возвращение на принадлежащий нам по праву трон Лорда нашего собственного королевства. Когда мы осознаем причины своих тревог и волнений, мы сможем вернуться в спокойные и чистые воды идеального настоящего момента.

В астрологии Восьмерка Граалей соответствует Сатурну в Рыбах, Пассивная и изменчивая природа Рыб подавляется неповоротливой массой Сатурна, порождая густой и затхлый туман, скрывающий от нас действительность. Влияние Сатурна здесь настолько удушающее, что вся его энергия воздействует на эмоции, подобно вирусу, вызывающему Темную Ночь Души. Кажется, что нет ни малейших надежд на наступление нового утра. Эта утрата последней надежды не оставляет нам другого выбора, кроме того, чтобы прекратить борьбу и подчиниться Богу. Наши тени маячат у нас за спиной, как демон позади Лорда, протягивающий ему вслед чашу, полную разлагающих душу сожалений. Но нам требуется глоток свежей воды, и нас больше не могут удовлетворить руины прошлого. Близится наше духовное пробуждение, когда мы поймем, что часть нас пребывала во сне всю нашу жизнь. Иногда эта карта может означать аскетизм, пост или желание страдать ради духовного развития. В конечном счете, Восьмерка Граалей символизирует поиски счастья (Девятка Граалей) к уход от несчастий. Это может включать в себя прекращение отношений, выход из ситуаций или изменение представлений, которые препятствовали нашему счастью. Эта карта может быть сигналом расстаться с негативными явлениями, событиями или ситуациями, которые душили нас и мешали нашему благополучию. В духовном плане это может означать необходимость уединения, которое даст возможность найти смысл и цель в собственной жизни. Избавьтесь от лживых эмоций, наводящих уныние обязанностей или пустых и суетных удовольствий. Прислушайтесь к голосу своей души и следуйте ему.

Тень

Праздность. Нетерпеливость или безысходность. Тревоги. Покорность. Застой. Негативные эмоции или нездоровая атмосфера. Прекращение развития, испорченность. Порочность, леность. Беспокойство или подавленность. Отказ от ответственности. Попрошайничество или нищета. Загрязнение, отравление окружения. Инфекции или заболевания. Склонность к самоубийству. Эмоциональные срывы. Удушье.

Прообраз Грааля

Есть и другая версия, почему именно в Британии возникает легенда о Граале как о сосуде, способном подарить изобилие и прочие блага. Рассматривается связь между христианским Граалем и языческими прототипами, также дарующими пищу, здоровье, золото и знания. Вот только несколько примеров.

  1. В Ирландии такими мистическими свойствами наделяли котел Дагды, из которого появлялась еда и напитки.
  2. В Британии таким рогом изобилия считалась волшебная чаша, привезенная могущественным Мерлином на хрустальном корабле. Эта чаща могла показывать будущее, открывать сакральные знания и тайны вселенной.
  3. Мифология валлийцев рассказывает о сосуде мудрости, принадлежащем богини Серидвен. О нем рассказывается в «Истории Талиесина».
  4. Также в валлийских легендах и преданиях упоминается и еще одна магическая чаща, которую подарили Брану Благословенному карлик из Озера чаши, ведьма и черный великан. Этот сосуд исцелял любую смертельную болезнь, излечивал раны и воскрешал мертвых. В легенде о Бране говориться, что впоследствии чаша утрачивает свои способности. Во время сражения Бран Благословенный бросает в нее отрезанную голову своего врага, чем оскверняет чистоту сосуда.

Все эти легенды, возможно, и легли в основу предания о чаше Грааля.

Чаша, блюдо и камень

Священный Грааль связывают не только с образом чаши. Это всего лишь один его образ из множества других. В некоторых валлийских легендах Грааль отожествляется с серебряным блюдом, на котором лежит окровавленная голова. Этот образ отдаленно напоминает историю с Иоанном Крестителем.

Эшенбах в «Парцифале» описывает Грааль как камень, обладающий уникальными магическими свойствами и способный творить чудеса. По некоторым версиям Грааль является вместилищем для Христовой крови, и это Дева Мария. Со временем количество предположений и версий только росло, а единого представления о такой удивительной реликвии не было.

Grail Tarot — Грааль Таро

Обзор Дарьи Амосовой The Grail Tarot: A Templar Vision:

Колода 2007 года, издательство St.Martin’s Press. Автор Джон Меттьюз, (автор еще нескольких колод), художник – Giovanni Caselli, так же нарисовавший Sharman-Casselli Tarot. CA полностью изменили названия,здесь (во втором обзоре) можно найти полный список соответствий. Справедливость (Commanderie) идет под номером 8, а Сила (Shekinah) – 11 (Соответствия названий в колоде традиционным можно найти в конце книги). Масти названы так: Lances (Копья), Vessels (Сосуды), Swords, и Stones (Камни), карты двора – Brother, Lady, Preceptor и Master, размер околостандартный – 7,5 х 12 см. Из особенностей оформления можно отметить часто встречающийся недостаток – отсутствие упаковки непосредственно для колоды, и неоспоримое достоинство – 198-страничную companion book, с подробным описанием каждой карты, историей поиска Святого Грааля и идеологией колоды. Каждая карта имеет в своем описании краткое вступление, значение карты и ключевые слова. Для СА добавлен также «вопрос Грааля», т.е., ключевой вопрос, на коротый нужно себе ответить, когда выпадает тот или иной аркан. Карты немного непривычно заламинированы – рубашка не гладкая, а слегка шершавая на ощупь. Из-за этого тасуются они очень шумно.

Тема колоды – поиски Грааля. В то же время, автор – известный исследователь Артурианских легенд, кельтских мифов и шаманизма – переосмысливает известный миф с точки зрения поисков своего предназначения, своего Святого Грааля, любым думающим и чувствующим человеком. Представленное еще в начале 20 века Карлом Юнгом пушетешествие героя начинается с 0 Аркана – The Grail Seeker (Искатель). Юноша, новичок, стоит перед пропастью, перейти которую можно лишь по острому лезвию меча, оставив позади привычную жизнь и избрав взамен неизвестность. Дальше начинается путешествие с Обретением Грааля (XXI) в конце Пути. Изобразительная особенность колоды – последовательность СА, а также карты каждой масти, выложенные по порядку, представляют собой одно изображение, разрезанное на соответствующее количество фрагментов, что также подчеркивает наличие связного повествования.

Каждая масть представляет собой определенный аспект мифа о Святом Граале.

Масть Пентаклей – Stones – связана с элементом Земли и повествует о «Зеленом камне» – изумруде, украшавшем корону Люцифера до его падения, или, в другом толковании, философском камне, позволяющем превращать свинец в золото.

Масть Мечей связана с элементом Воздуха, а так же с мечом Иоанна Крестителя, который рассекает тьму невежества и несет в мир свет чистого разума.

Масть Жезлов – Lances – связана с элементом Огня и копьем Св.Лонгина. По преданию, копье – это оружие, которое пронзает внутренние искажения и в то же время исцеляет их, подобно солнечным лучам.

Масть Кубков – Vessels – связана с элементом Воды и символизирует собой Святой Грааль. Сказано, что Искатель – это «тот, кто освобождает воды». Поскольку поиски Святого Грааля традиционно представляют собой поиски человеком своего предназначения – или своей души, кому какая формулировка ближе – то сам Грааль олицетворяет нашу глубинную природу, самую суть нашей человечности.

В книге так же предствлено несколько раскладов: Расклад Братьев (2 карты), Расклад перемирие (9 карт), Расклад Путешествие (9 карт), Расклад «Меч Иоанна Предтечи» (6 карт)

В целом колода показалась мне вполне рабочей, хотя и со своей спецификой. Не стала бы ее советовать новичкам (как раз в силу специфики). В то же время, она совершенно неоценима в качестве руководства в Пути, поскольку дает мягкие, но в то же время очень четкие и определенные ответы.

Название

Остается тайной и название священного сосуда. Почему этой чаше дали такое название? Ответ нельзя найти ни в одном подтвержденном историческом документе или в легенде. Поэтому происхождение слова «Грааль» остается неизвестным и порождает множество теорий и догадок.

По одной версии считается, что имя и связанная с ним легенда имеют кельтское происхождение. Такое утверждение основывается на созвучии названия знаменитой чаши и ирландского слова cryol, которое означает «корзину изобилия». Здесь совпадает смысловая нагрузка слова и волшебные свойства, которые приписывают чаше Грааля.

Другая версия раскрывает значение старофранцузского слова «sangreal», которое переводится как «истинная кровь». Еще одна версия происходит от слова «gratalem», обозначающее большой сосуд, в котором смешивается вино и вода.

Тайны тамплиеров — тайна ТАРО?

Ольга Михайлевская

История Ордена

Человеку свойственна тяга ко всему загадочному и таинственному. Иногда мы ищем тайну там, где ее нет. Но происхождение ТАРО — это самая настоящая тайна, разгадка которой не даёт покоя историкам, философам, писателям и художникам уже несколько веков.
Есть много теорий о происхождении этих удивительных изображений. И много мифов и суеверий, которые связаны с ними. Самые распространённые: происхождение из египетского храма Тота, зашифрованная мистика Древа Сефирот, индийско-цыганское происхождение, творение Сатаны, ну и еще менее известные.

Мне хочется верить, что ТАРО тесно связано с тамплиерами, и что история Ордена Бедных Рыцарей Христа (L’Ordre des Pauvres Chevaliers du Christ, 1119 — 1312) это одновременно и история ТАРО. Каждый выбирает для себя именно ту версию, которая будоражит его воображение, и которая притягивает, манит, побуждает искать источники, читать литературу и думать…

Орден Христа и Храма Соломона, Орден Храма, тамплиеры. Самый могущественный и таинственный орден Средневековья. На пике могущества насчитывал, по разным источникам, более 30 000 членов. Финансировал походы в Святую Землю, был тайным банкиром французских королей. Великие Магистры Ордена — представители самых знатных семей, в основном — французской аристократии. Были связаны с Папами.

Они построили множество укреплённых зданий и замков по всей Европе. До наших дней сохранилась церковь Темпл в Лондоне и монастырь Конвенту-де Кришту в Португалии.

Они создали мощный флот и проложили морские пути по всей Атлантике. Некоторые историки считают, что они достигли Америки до Колумба. Когда первые конкистадоры ступили на землю нового континента, местные аборигены не были удивлены, увидев символы креста на их одеждах. Они видели такие кресты на белых пришельцах раньше!

В 1307 года двенадцать кораблей тамплиеров с полным грузом и людьми вышли из порта Ла-Рошель, спасаясь от преследования французского короля и инквизиции. Они ушли от преследования и растворились на просторах Атлантики. По некоторым источникам, часть кораблей приплыли в Португалию, где нашли политическое убежище, а часть — кто знает — может, и достигли Америки? И есть версия, что великие морские открытия Португалии обязаны именно тем картам и сведениям, которые им передали беженцы-тамплиеры.

И по этой же версии, именно на этих кораблях были вывезено золото Ордена. То золото, из-за которого, собственно, он и был разгромлен, и было казнено более 15 000 его членов во главе с Великим Магистром.

Фактически это они изобрели банки и систему банковских чеков. С целью защиты паломников и купцов, путешествующих на Святую Землю, они создавали отделения Ордена на всем пути следования. Любой человек, направляющиеся туда мог внести казначею Ордена свои ценности, деньги в пункте отправления и получить в обмен грамоту. В пункте прибытия в другом отделении Ордена путешественник получал обратно эквивалент отданных на хранение ценностей.

Предполагается, что карты были заимствованы рыцарями Храма во время крестовых походов у сарацинов. Поскольку история была полна интриг и трагических событий, появилась необходимость зашифровать тайные знания, полученные на Святой Земле. Есть теория, что тамплиеры нашли Святой Грааль. Есть сведения, что тамплиеры нашли и спрятали святыни, обнаруженные под развалинами храма Ирода.


Эмиссары Ордена доходили до Эфиопии в поисках тайных знаний, до сих пор там в храмах находят фрески с символикой тамплиеров — кресты характерной формы, два всадника на одной лошади и тому подобное!

В Европе еще не было книгопечатания, и тамплиеры вывозили из Святой Земли огромное количество книг на своих кораблях. Их поиски тайных знаний были сильным стимулом развития культуры в Западной Европе.

Знания и сведения о сокровищах и святынях нужно было зашифровать. И карты, имеющие многослойные значения, были удобным средством. Средством, доступным только посвящённым.

18 марта 1314 года на паперти Собора Парижской Богоматери был сожжен Великий Магистр Ордена Тамплиеров Жак де Моле. Одновременно было схвачено, замучено и осуждено более 15 000 членов Ордена, что означало фактический разгром и прекращение его деятельности. Инициатором и организатором, главным идейным противником был король Франции Филипп Красивый. Реальная подоплека — огромные долги королевского двора перед Орденом.

Лучший способ ликвидировать долг — аннулировать кредитора. Разгром Ордена происходил при активной поддержке церкви, хотя папа Климент V сначала пытался приостановить гонения, и ему удалось оттянуть полный разгром Ордена лет на пять. Что, впрочем, не удивительно: он происходил из семьи Бертрана де Бланшфора, который был Великим Магистром Ордена в 1156-1169 гг.

Считается, что благодаря его усилиям удалось сохранить многие артефакты тамплиеров, в том числе и Карты ТАРО.

О загадках тамплиеров и вообще той эпохи нам рассказал Дэн Браун в «Коде да Винчи», об этом издана целая великолепная серия «Проклятые короли» Мориса Дрюона. Но чем больше такой литературы — увлекательной, чудесно написанной — тем более увлекает эта тайна, которой не суждено быть разгаданной. Появляются новые артефакты, ученые исследуют их при помощи современных технических методов, но нет! Рыцари Храма молчат. А проклятие Жака де Моле, произнесенное им перед сожжением, действительно стоило жизни его палачам.

Перед казнью он отрёкся от всех своих признаний в чёрной магии и заговоре против королевской власти, вырванных у него чудовищными пытками и успел крикнуть сквозь дым костра:

«Проклинаю! Проклинаю! Проклинаю! Тела наши в руках короля Франции, но души — во власти Господа. Папа Климент! Король Филипп! Да предстанете вы через год перед Господом, дабы получить по заслугам! Проклинаю! Быть вам проклятыми до тринадцатого поколения вашего рода!»

Сначала никто не принял всерьез проклятия человека, который был осужден королевским указом и на казнь которого в конце концов дал согласие Папа.

Но 20 апреля 1314 года неожиданно от удушья в возрасте 50 лет умер Клемент V.

Но 26 ноября 1314 года странно погиб на охоте король Франции Филипп Красивый.

И практически все их потомки умирали странным образом. О проклятии рода говорили шепотом, но об этом помнили, и легенда сохранилась в веках. Да и Столетняя война, в которую оказалась ввергнута Франция — косвенно тоже результат этого проклятия Великого Магистра.

А Карты Таро сохранились среди последователей тамплиеров, символы рыцарей Храма прослеживаются на многих Арканах, хотя исходных колод сохранилось очень мало. Со временем рисовались новые колоды, какие-то символы терялись, заменялись нам новые.

Символика тамплиеров сохранилась отчасти в символике вольных каменщиков — масонов.

Дух и символика тамплиеров во многом повторились в Ордене Розенкрейцеров, который проучил мощное. распространение во многих странах Европы.

А главный Маг Европы начала ХХ века Алистер Кроули основал в 1912 году Орден Восточных Тамплиеров (Орден храма Врстока), Ordo Templi Orientis (O.T.O), который является носителем течения Телема и существует и в наши дни, в том числе и в России.

СИМВОЛЫ Тамплиеров в картах ТАРО

Чтобы понимать язык Таро, надо научиться понимать язык символов. Это сложно, требует подготовки и желания учиться. Известный исследователь истории религий, психолог Э.Фромм так пишет о языке символов:

«Это язык, логика которого отлична от той, по чьим законам мы живем в дневное время, логика, в которой главенствующими категориями являются не время и пространство, а интенсивность и ассоциативность. Это единственный универсальный язык, изобретённый человечеством, единый для сих культур во всей истории. Это язык со своей собственной грамматикой и синтаксисом, который нужно понимать, если хочешь понять смысл мифов, сказок и снов».


Какая же символика тамплиеров просматривается в символах, изображениях карт Таро?

Рыцари Храма обычно изображались на лошади. Символом Храма была лошадь, на которой сидели сразу два рыцаря — как знак скромности и бедности.

Храмовники носили белые туники с красным крестом особой формы — непорочность и готовность умереть, не утратив достоинства. Белый цвет одежды, как символ невинности и чистоты — принят в Арканах Таро.

Красный необычный крест — также проявляется на некоторых картах.

Символы и образы могли быть заимствованы у сарацинов, во время 1 и 2-го Крестовых походов.

Вспомним, что в 1099 году был взят Иерусалим. Основано Королевство Иерусалимское, во главе встал Готфрид Бульонский. А в 1118 году его брат Болдуин I стал королем этого нового королевства.

И когда рыцарь Гуго и еще восемь его единомышленников решили бескорыстно посвятить себя охране паломников и святынь на Святой Земле, Болдуин I выделил им помещение в своём дворце. Это было крыло здания, построенное на основании храма Соломона. Первый Устав Ордена был зафиксирован в 1128 году.

И буквально за несколько десятилетий скромный орден из 9 человек превращается в мощную организацию, подчиняющуюся напрямую Папе Римскому и получившая неслыханные преференции по налогам. А ведь кроме охранной деятельности тамплиеры вели активные раскопки на Храмовой горе и известно, что поиск Святого Грааля был одним из приоритетов в их деятельности.

А может быть, нашли? А может быть, зашифровали как раз в колоде ТАРО?

Наиболее ярко связь Таро и тамплиеров просматривается в следующих Арканах:

Старший Аркан Император IV,

Старший Аркан Иерофант V (Папа, Верховный Жрец, Великий Магистр),

Старший Аркан ХII Повешенный,

Старший Аркан ХIII Смерть,

Старший Аркан ХV Дьявол,

Четыре Рыцаря в картах Двора,

Младший Аркан Четверка Мечей,

Некоторые Младшие Мечи — например Паж Мечей также напоминают изображения членов Ордена.


На Императоре и Повешенном человек сидит/висит со скрещёнными ногами. Прямая нога перекрещена с согнутой в колене. Именно в такой позе хоронили рыцарей Храма. Ноги должны были образовывают крест или вариант последней буквы еврейского алфавита «тау», означающую смерть.

И именно в такой позе сидел на возвышении Великий Магистр во время собраний Ордена.

Характерно, что Алистер Кроули, создавая свою колоду Таро Тота, сохранил в этих Арканах характерную позу скрещённых ног, хотя на всех других картах изображения совершенно не повторяют другие известные классические колоды. И не забываем, что Алистер Кроули основал Орден Восточных Тамплиеров (Ordo Tempi Otientis), который существует до сих пор.

Пышные надгробия с изображением рыцаря во весь рост — практически точное изображение на 4 Мечей. Поза Пажа Мечей на некоторых картах — повторяет позы пеших воинов Храма.

Старший Аркан Иерофант V, он же Верховный Жрец, он же — Великий Магистр. Уже само название карты вызывает прямые ассоциации с Великим Магистром Ордена Тамплиеров. Он сидит между двух колонн и явно не очень похож на главу римско-католической церкви. До сих пор, в наши дни Великий Магистр масонов сидит а троне между двух колонн, символизирующих единство мирской, светской духовной власти. Никто не сомневается в наши дни, что масонские ложи переняли многие символы и ритуалы тамплиеров.

И самым веским аргументом в пользу версии о связи ТАРО с Орденом Тамплиеров — это XV Старший Аркан Дьявол.

Не напрямую, но во многом связана со всей этой теорией и карта СА Папесса II, Иоанна, Верховная Жрица.

БАФОМЕТ

Одним из самых веских аргументов в пользу происхождения карт ТАРО от тамплиеров является пятнадцатая карта «ДЬЯВОЛ».

Бафомет — гермафродит с головой козла. Был собирательным образа демона в различных языческих культах, и ему, по преданиям, поклонялись тамплиеры.

В 1305-1312 гг. король Франции Филипп IV решил распустить орден и начал систематическое преследование его членов, то одним из главных пунктов обвинения было поклонение идолу. То есть, Бафомет. И таким образом, этот образ занимает особое место в историографии Ордена Храма и в колоде Таро.

Реальным мотивом Филиппа IV было желание завладеть богатствами Ордена и нежелание возвращать свой огромный долг Великому Магистру Ордена. Но официально Орден был обвинён в ереси, поклонению Бафомету, и к преследованию присоединилась церковь.

Первоначально культ Бафомета рассматривался как культ человеческой головы, возможно, отсечённой головы Иоанна Предтечи, который пользовался особым уважением у тамплиеров.

Вообще упоминания о нем в летописях начинаются именно с момента разгрома и падения Ордена.

В литературе, посвящённой эзотерике, он описывается, как «андрогинное существо, состоящее из субстанции всех элементов».


Со временем, под влиянием церкви, этот образ все более демонизировался, и во многом благодаря этому всем картам Таро стали приписывать демоническое происхождение. А тамплиерам — чёрную магию с принесением человеческих жертв с кровью невинных младенцев.

Что интересно, эти представления живучи и до сих пор, и я знаю о людей, которые боятся брать в руки карты Таро, боятся читать литературу, исследования, посвящённые этой теме. И даже вполне культурные люди, с высшим образованием, интересующиеся литературой и историей продолжают считать карты Таро «дьявольским искушением» и шарахаются от этой темы, как от чумы. Или как от ковидного больного.

На самом деле, сколько вымысла, а сколько правды в истории с Бафометом — не знает никто.

Вот есть, например, такая точка зрения:

«Вплоть до наших дней еще никто не раскрыл загадку Бафомета, имя которого никогда не произносилось тамплиерами и не было обозначено ни в одном инквизиторском списке… Этот культ обрёл популярность в ХIХ веке благодаря фон Хамнеру, австрийскому франкмасону. Бафомет, этот идол, породил столь же много изображений и спекуляций, сколь и Грааль», — пишет Ж.-Ж. Бедю в книге «Тайные источники «Кода да Винчи»».

Ненависть церкви и светской средневековой власти к тамплиерам была перенесена и на все артефакты, связанные с ними, в частности, на карты Таро.

И безусловно, модель спасения души, лозунги тамплиеров о свободной воле человека, принцип, который не предполагает смирения и ожидания милости Божьей — не мог не привести к конфликту с официальными церковными догмами.

А что мы видим в принципах философии Таро — путь Героя — ведь это как раз принцип свободной личности, которая сама определяет свою судьбу.

И это тоже отсылает нас, наводит мысли о связи Таро с самым таинственным, мистическим военно-религиозным Орденом Средневековья.

ПАПЕССА Иоанна

Исходных тамплиерских колод практически не сохранилось. Но исследователи Таро приходят к выводу, что уже в самых первых колодах на втором Старшем Аркане была изображена женщина в папском облачении. И название карты — Папесса — пришло из средних веков. В ходе исторических событий какие-то символы исчезали, какие-то привносились. Первыми исчезли рыцари. Что и понятно. Это было прямое напоминание о тамплиерах, которое церковь пыталась стереть во всех возможных источниках. Потом исчезли все Старшие Арканы, кроме Шута, который превратился в Джокера.


Первой восстановленной колодой читается колода Висконти-Сфорца, сделанная художником Бонифацио Бембо в 1450 году в качестве свадебного подарка герцогом миланским Филиппо Мария Висконти и его зятем Франческо Сфорца, следующем герцогом. Эти карты изготавливались из прессованного картона, на который наносился слой левкаса, который покрывался потом сусальным золотом и расписывался темперой.

И в этой колоде Папесса была тоже в одеянии и с регалиями Папы Римского.

Уже одного этого было достаточно, чтобы колоду признали еретической, и это не добавило любви клерикалов к Таро. Где же корни всей этой истории?

Тамплиеры, как и ранние христиане, были уверены, что самым первым папой была Мария Магдалина, а не апостол Петр. По апокрифическим евангелиям она обладала пророческим даром и мудростью. Святой Бернар Клервосский (1091 — 1153 гг.), создатель первого устава Ордена Храма, был последователем культа Чёрной Мадонны. Культ, уходящий корнями к Песни Песней, где многое пронизано идеей божественной сути женского начала.

Вообще в Таро очень много женских символов, что признавалось церковью тайной еретической пропагандой. Распространением знаний, запрещённых религиозной идеологией.

Ведь женщина — это сосуд греха, причина всех несчастий рода человеческого, как известно. А в Таро, в Старших Арканах: Императрица, Папесса, Звезда, Сила. Правосудие, Луна — женские образы. Да и в Аркане МИР центральная фигура, хоть и является андрогином, но зрительно воспринимается, как женский образ.

Считается, что прообразом Папессы была Манфреда де Провано, которая жила в ХIII- начале ХIV веков и была главой еретической секты. Была схвачена и сожжена на костре.

Папесса Иоанна действительно существовала. В кафедральном соборе Сиены среди бюстов Римских Пап, есть бюст «Johannes VIII, femina ех Aglia» (Папа Иоанн, женщина из Англии).

Эта была девушка, которая влюбилась в монаха-бенедиктинца. Такая любовь была обречена, поэтому она переоделась в мужское платье и сбежала с возлюбленным. Они довольно долго прожили вместе, скрывая ее настоящую природу. Когда возлюбленный погиб, она продолжила свою деятельность в монашьем обличье и начала быстро продвигаться по карьерной лестнице.

Была удостоена кардинальского сана, а потом достигла и папского престола. По легенде, скандальный факт был обнаружен случайно, когда во время мессы, при большом скоплении народа, она потеряла сознание и с неё сняли тяжелое облачение.

По факту такого конфуза Ватиканом был издан особый указ о том, что каждый кандидат на панский престол должен был усесться в одной сутане без нижнего белья на особый стул с отверстием. Церковные иерархи могли проверить наличие мужских гениталий, и лишь это условие служило пропуском для кандидата.

След тамплиеров просматривается и до наших дней в символике масонских лож. Папесса сидит между двух колонн: Боаз и Йахим, что является символом духовного и светского единения в любом масонском храме до сих пор.

Леонард да Винчи и Сандро Ботичелли очень интересовались Таро, гадали на оракулах и являлись при этом Магистрами Приората Сиона, который, в свою очередь, был идейным центром Ордена Рыцарей Храма. Картина Ботичелли «Рождение Венеры» — прямая отсылка к центральному изображению СА ХХI МИР.

Загадки, тайны истории, вопросы религий и мистические учения, история мореплавания и Великих географических открытий, философия и алхимия — все это связано с историей ТАРО.

Поэтому, однажды погрузившись в этот удивительный мир, вы будете увлекаться и уходить в него все дальше и дальше.

Захватывающего вам путешествия!

Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Рекомендуем посмотреть:

  • Общие вопросы тарологии
  • Какие расклады должны быть в копилке таролога
  • Хранитель традиции Брунов Н.А.
  • Общие вопросы тарологии: системы, подходы, методы интерпретации Таро

Поделиться в социальных сетях:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]